Найти в Дзене
Святые места

Болезнь – это следствие нашего греха? Батюшка расставил всё по полочкам

О связи греха и болезни. Запись эфира с ответами отца Димитрия Смирнова 03.25.2001

Вопрос:

«Все святые отцы говорят, что болезнь – это следствие нашего духовного повреждения, нашего греха. Сейчас много толкователей разных болезней, которые считают, согрешил человек, покричал, и вроде бы сквозняков не было, а на следующий день горло болит.
По болезням можно определить, где проявился гнев? Много такой литературы появилось, но не церковной. Может быть, это полезно для христианина?»

Ответ:

Бывает, что болезнь непосредственно связана с грехом. Допустим, пьянство и белая горячка. Но это не обязательно. Причинно-следственную связь не всегда возможно проследить.

Конечно, если человек так кричал, что жилы на шее вздувались, вполне возможно, что он осип, связки перенапряг, горло болит. Но если это просто ОРЗ или ангина, то причина может быть в том, что кричал на морозе, застудил горло или инфекция попала в широко раскрытый от крика рот.

В общем, не от этого нужно строить, а от того, что человек бдит над своей душой. Господь сказал: «Бдите и молитесь».

Что это значит?

Человек все время внимает себе, прислушивается к своей душе, как преподобный Андрей Критский:

«Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?»

Он к ней обращается, все время понуждает на покаяние, возбуждает от лености к труду, припоминая поучения из Ветхого и Нового Завета, чтобы она воспарила к Богу.

Так и человек должен бдеть над своей душой, потому что не знаем, когда придет хозяин дома. И молиться в каждый момент жизни, по любому поводу. Когда мы обуреваемы страстями, когда хотим совершить доброе дело, даже самое простое, должны призывать на помощь Бога, просить Его благословения мысленно, чтобы не отвлекаться умом и сердцем от Бога, чтобы это не было механически.

Пребывая в непрестанном бдении над душой, мы сможем сохранить ее от греха. А если будем пользоваться чисто механическими руководствами, дьявол устроит какую-то кознь, ловушку, обман. Часто это один из его методов: он постоянно приводит на память человеку какой-нибудь грех из детства.

Вот когда-то ребенок украл четвертушку горелой спички, и человек убивается по этому поводу спустя 84 года, а того, что происходит вокруг него сейчас, совершенно не видит.

Часто человек не видит, как поедом ест своих родственников. Не понимает, что надоел. Не чувствует, что его вопросы бессмысленны. Не осознает своей глухоты, все время переспрашивает, а когда советуют купить слуховой аппарат – обижается.

Трудно усталым людям постоянно кричать, это всех напрягает. Когда общаются с таким человеком, а тот требует внимания, общения – почему? Потому что нет смирения. Человек все время хочет внимания себе.

Почему человек требует внимания? Потому что нет любви.

Ведь любовь не ищет своего, а ищет, кому бы послужить, причем чтобы это не было демьяновой ухой или медвежьей услугой.

Излишняя услужливость может быть человеку поперек горла. Все нужно делать разумно, глядя на реакцию человека – в этом и заключается любовь, а не в том, чтобы навязывать свои представления.

В результате человек современной жизни не видит, в чем ему нужно исправиться сейчас, а убивается из-за четвертушки горелой спички, которую украл 80 лет назад. Это дьявольский прием подмены.

Иногда человека мучает сложнейший богословский вопрос: после какого часа дня можно выплевывать рыбью косточку, если он после причастия рыбу поел? А если выплюнул на салфетку – что потом с ней делать?

Один из вопросов, над которым церковь якобы билась две тысячи лет, но нигде не написано, что делать с этими костями, потому что на такую глупость невозможно ответить.

Человек мучается этим вопросом, но не задумывается о том, как быть более молчаливым, более начитанным в духовной литературе, как глубже вникнуть в богослужение, как послужить ближнему, как стать добрее или помириться с кем-то.

Сегодня беседовал с человеком, который пришел исповедаться и причаститься. Говорю ему:

— Нельзя тебе причащаться, ты находишься во вражде. Мне не жалко, но, если причастишься – можешь умереть. Как можно причащаться Святых Христовых Таин, будучи во вражде? Это же в осуждение, это страшно.

Это не просто обычай – это страшные Христовы тайны.

Страшность не в том, что это пугает, а в том, что мы можем оказаться несоответственны воле Божией. Имея в душе зло, разве можно приступать к вечере любви?

Нужно обязательно молиться, но пока ты в обиде, имеешь право молиться только об одном – чтобы Господь дал силы простить обидчика. И во-вторых, о его здоровье и благополучии, как Господь заповедовал:

«Молитесь за обижающих вас».

Когда обида пройдет, можно молиться о здравии, упокоении и причащении. А до этого – это кощунство.

Нужно сначала примириться с людьми, а потом искать примирения с Богом, ведь исповедь – это примирение с Богом. Если находишься в нарушении заповеди и не понимаешь своей вины, надо ждать, пока не придешь в разум.

Не стоит обижаться, такое состояние души не соответствует святому причастию.

Механические руководства могут подтолкнуть человека к доброй мысли. Люди часто замечают: если кто-то смеется над чужим недугом, находя смешным хромоту или моргание, потом сам Господь попускает человеку испытать то же. Не для того, чтобы отомстить человеку, а чтобы он исцелился, почувствовав, каково тому человеку.

Господь не поступает по принципу «око за око». Его наказания и уроки всегда милостивы и преследуют одну цель – спасение нашей души.

Текст основан на видео с канала «Чтобы помнили». Читайте ещё:

Проповеди Димитрия Смирнова | Святые места | Дзен