Найти в Дзене

Картины Брюллова и мой внутренний критик

На днях я снова отправилась в галерею, в этот раз - на выставку работ Карла Брюллова, организованную в год его 225-летнего юбилея. Экспозиция составлена таким образом, чтобы зрители могли наблюдать, как городская среда и климат Рима, Москвы и Петербурга влияли на творчество Брюллова. И вновь я убедилась: галерея или художественный музей — это не только про эстетическое удовольствие, но и про внутренние открытия. В этой статье я поделюсь своими впечатлениями и фото с выставки, а также порассуждаю о свободе самовыражения и том, что мешает ей раскрываться в полной мере. Полотна Карла Брюллова ещё при жизни признавались гениальными и вдохновляли многих его современников - Пушкина, Гоголя, Белинского. Однако у большинства современных людей творчество Брюллова ассоциируется прежде всего с монументальным "Последним днём Помпеи" и прекрасными итальянскими зарисовками. Карл Брюллов - мастер филигранного изображения деталей, только посмотрите, насколько тонко показаны струи воды, парчовая ткань,
Оглавление

На днях я снова отправилась в галерею, в этот раз - на выставку работ Карла Брюллова, организованную в год его 225-летнего юбилея. Экспозиция составлена таким образом, чтобы зрители могли наблюдать, как городская среда и климат Рима, Москвы и Петербурга влияли на творчество Брюллова.

И вновь я убедилась: галерея или художественный музей — это не только про эстетическое удовольствие, но и про внутренние открытия. В этой статье я поделюсь своими впечатлениями и фото с выставки, а также порассуждаю о свободе самовыражения и том, что мешает ей раскрываться в полной мере.

Чем известен Карл Брюллов?

Полотна Карла Брюллова ещё при жизни признавались гениальными и вдохновляли многих его современников - Пушкина, Гоголя, Белинского. Однако у большинства современных людей творчество Брюллова ассоциируется прежде всего с монументальным "Последним днём Помпеи" и прекрасными итальянскими зарисовками.

Карл Брюллов - мастер филигранного изображения деталей, только посмотрите, насколько тонко показаны струи воды, парчовая ткань, прозрачная органза или пепел Везувия:

И несмотря на такую проработку мельчайших деталей и реалистичную манеру письма, некоторые полотна Брюллова так и остались недописанными! Карл бросал их незавершенными! Так, например, случилось с картиной "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581", которая настолько разочаровала самого художника, что он отзывался о ней не иначе, как о "досаде Пскова".

Фото автора. "Осада Пскова".
Фото автора. "Осада Пскова".

И всё же, эта и другие неоконченные полотна висят в галерее... Это осознание стало для меня настоящим открытием.

Когда "незавершённость" становится частью искусства

Я поймала себя на мысли: как смело — оставить картину недописанной! Внутри меня буквально воспрял мой "скромный художник", которому часто страшно показать миру что-то "неидеальное" или незавершенное. Похожее чувство посещало меня и на выставке Кустодиева, о которой писала недавно.

Там я обратила внимание на то, как художник пренебрегает правилами "воздушной перспективы" — чётко прописывает дальний план, чего "нельзя" делать по канонам живописи.

Но ведь можно!

И в этом была его отличительная черта, его почерк!

Так и у Брюллова — неидеальность оказалась частью истории, живой деталью творческого процесса.

Но почему же нам так трудно порой разрешить себе что-то "несовершенное"?

Откуда в нас этот страх "нельзя"?

Бывает, вы ловите себя на том, что недовольны собой? И внутри тут же включается знакомый голос: "Ты мог(л)а лучше… Надо стараться… Это неправильно". Знакомо? Это - Внутренний Критик.

Если прислушаться к нему внимательнее, вы сможете уловить знакомые интонации, иногда этот критик говорит голосом первой учительницы или одного из родителей. Его голос сопровождает нас всю жизнь, напоминая "как правильно" и "что скажут люди". И это нормально. Но бывает, что этот критик не оставляет нам права на ошибку и буквально парализует.

Как подружиться с внутренним критиком

Чтобы приручить этого строгого "судью" внутри, можно представить его отдельным вымышленным персонажем, мысленно нарядить его, как куклу, дать ему имя. А потом сказать ему: "Спасибо за заботу, я услышал(а) тебя. Но сейчас я попробую по-своему". Таким образом вы признаете его существование, но не позволите управлять собой.

Урок свободы от великих художников

Когда я вспоминаю про незавершённые полотна Брюллова или отсутствие воздушной перспективы у Кустодиева, я понимаю: великие мастера позволяли себе выходить за рамки и оставлять что-то "не так". Потому что ценность — не только в идеальности, но и в живом процессе поиска. Так, может быть, и нам стоит разрешить себе чуточку больше свободы и оказать миру свои "недописанные" картины — будь то проекты или просто идеи?

А как у вас? Вы легко позволяете себе незавершённость — или внутренний критик пока ещё не отпускает? Поделитесь в комментариях! 🧡🖼️