Найти в Дзене
Открытый город

Огюст Монферран: человек, говоривший «Я смогу»

Когда все вокруг говорили: «Это невозможно», Монферран говорил: «Я смогу». И это не было похвальбой. Три раза объявлялся конкурс на перестройку Исаакиевского собора, начатого архитектором Антонио Ринальди при Екатерине II в 1768 году, а завершенного Винченцо Бренной при Павле I в 1802 году. Собор получился настолько непропорциональным, приземистым, со странным сочетанием роскошного мрамора и кирпичных стен, что почти сразу после его завершения сложилось мнение, что его необходимо перестроить. В 1809 и в 1813 годах объявляли конкурсы проектов, непременным условием которых ставилось сохранение трёх освящённых алтарей существующего собора. Но все представленные на конкурс проекты именитых архитекторов не выполняли этого условия. Тогда в 1816 году император Александр I поручил приехавшему из Испании инженеру Августину Бетанкуру, назначенному председателем только что образованного «Комитета по делам строений и гидравлических работ», заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского соб

Когда все вокруг говорили: «Это невозможно», Монферран говорил: «Я смогу». И это не было похвальбой.

Е. А. Плюшар. Портрет Огюста Монферрана. 1834
Е. А. Плюшар. Портрет Огюста Монферрана. 1834

Три раза объявлялся конкурс на перестройку Исаакиевского собора, начатого архитектором Антонио Ринальди при Екатерине II в 1768 году, а завершенного Винченцо Бренной при Павле I в 1802 году. Собор получился настолько непропорциональным, приземистым, со странным сочетанием роскошного мрамора и кирпичных стен, что почти сразу после его завершения сложилось мнение, что его необходимо перестроить.

В 1809 и в 1813 годах объявляли конкурсы проектов, непременным условием которых ставилось сохранение трёх освящённых алтарей существующего собора. Но все представленные на конкурс проекты именитых архитекторов не выполняли этого условия. Тогда в 1816 году император Александр I поручил приехавшему из Испании инженеру Августину Бетанкуру, назначенному председателем только что образованного «Комитета по делам строений и гидравлических работ», заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора. Бетанкур предложил поручить проект никому не известному молодому архитектору Огюсту Монферрану, незадолго до этого приехавшему из Франции в Россию. Огюст Монферран, бывший солдат наполеоновской армии, выпускник парижской Королевской школы архитектуры, практически не имевший опыта строительства, без колебаний взялся за составление и реализацию проекта строительства главного храма Санкт-Петербурга. От замысла до полной реализации проекта прошло сорок лет, наполненных непрерывной работой, борьбой с недоброжелателями и постоянным совершенствованием мастерства.

Исаакиевский собор
Исаакиевский собор

Второй проект, который казался невозможным современникам, Монферран осуществил в 1832 году. Это установка Александровской колонны весом около 600 тонн на Дворцовой площади в Петербурге. По проекту Монферрана памятник Александру I представлял собой монолитную колонну, увенчанную скульптурой, высотой 47,5 м - на тот момент самую высокую из существующих в мире монолитных колонн. Самой сложной задачей было установить колонну на пьедестал. За плечами Огюста Монферрана уже был опыт установки немалых по весу колонн Исаакиевского собора. Но колона, прибывшая в Петербург на специально сконструированной для ее транспортировки из Финляндии барже, во много раз превышала их по весу и величине.

30 августа 1832 года на Дворцовой площади собрались массы народа и вся императорская семья, чтобы наблюдать за процессом установки колонны на пьедестал. Силами 2000 солдат и 400 рабочих при помощи оригинальной подъемной системы за 1 час 45 минут каменная глыба была установлена на пьедестал. «Монферран, вы себя обессмертили» - сказал архитектору присутствовавший при подъеме император Николай I.

Александровская колонна
Александровская колонна

Но и это еще не все. В 1836 году Огюст Монферран руководил подъемом Царь-колокола, отлитого по приказу императрицы Анны Иоанновны в 1730 году. Во время пожара в Москве в 1737 году колокол весом около 200 тонн был поврежден и пролежал в земле на территории Кремля более ста лет, потому что считался неподъемным. Огюст Монферран, прибыв в Москву, внимательно осмотрел колокол, от которого во время пожара откололся кусок весом 11,5 тонн. Через шесть недель по чертежам архитектора были сооружены леса, вороты и кабестаны и назначена дата подъема колокола. Первая попытка закончилась неудачей из-за оборвавшихся канатов. Потребовалось еще три месяца, чтобы учесть ошибки и доработать проект подъемного механизма. И вот 23 июля 1836 года колокол, пробывший в земле 100 лет и три года за 42 минут и 33 секунды был поднят на поверхность. Через несколько дней его установили на восьмигранный постамент возле колокольни «Иван Великий», где он и стоит до сих пор. Монферран увенчал колокол державой — символом царской власти, благодаря которой колокол получил своё название «Царь-колокол».

Царь-колокол
Царь-колокол

Огюст Монферран брался за проекты, которые казались невыполнимыми, потому что верил в свои силы и воспринимал трудные задачи как стимул для развития своего мастерства. Этим он и прославил свое имя, а Исаакиевский собор, Александровская колонна и Царь-колокол вошли в перечень самых известных достопримечательностей России.

Марина Бурыкина, экскурсовод. Специально для проекта "Открытый город".

Подписывайтесь на канал «Открытый город», ставьте лайк, приходите на наши бесплатные экскурсии по Санкт-Петербургу!

Другие статьи этого автора: