Найти в Дзене
Открытый город

Александр Игнатьевич Шаргей

В 2001 г. на фасаде дома 33 по 14 линии ВО была установлена мемориальная доска (арх. Т. Н. Милорадович) с текстом: "В 1916 - 1917 годах в этом доме жил теоретик и один из основоположников космонавтики Александр Игнатьевич Шаргей (Ю. В. Кондратюк), сделавший здесь свое главное открытие - расчет оптимальной трассы полета на Луну". Иногда подобные надписи не совсем отражают истину. Александру Игнатьевичу Шаргею довелось родится на сломе эпох, и судьба его трагична. Инженер от Бога он так и не смог получить высшее образование, большую часть жизни ему пришлось скрываться под чужим именем, но это не помешало ему написать два научных труда о космических полетах и разрабатывать проекты для строительства мостов, электрических станций и элеваторов. Судьба не позволила ему дожить до космической эры и реализовать на практике свои научные предвидения – он погиб в 1942 году в боях под Орлом. Не осталось могилы ученого-самоучки, но сохранились его научные труды, благодаря которым американские астрона
Мемориальная доска 14 линия ВО, д.33
Мемориальная доска 14 линия ВО, д.33

В 2001 г. на фасаде дома 33 по 14 линии ВО была установлена мемориальная доска (арх. Т. Н. Милорадович) с текстом: "В 1916 - 1917 годах в этом доме жил теоретик и один из основоположников космонавтики Александр Игнатьевич Шаргей (Ю. В. Кондратюк), сделавший здесь свое главное открытие - расчет оптимальной трассы полета на Луну". Иногда подобные надписи не совсем отражают истину.

Александр Игнатьевич Шаргей (Ю. В. Кондратюк)
Александр Игнатьевич Шаргей (Ю. В. Кондратюк)

Александру Игнатьевичу Шаргею довелось родится на сломе эпох, и судьба его трагична. Инженер от Бога он так и не смог получить высшее образование, большую часть жизни ему пришлось скрываться под чужим именем, но это не помешало ему написать два научных труда о космических полетах и разрабатывать проекты для строительства мостов, электрических станций и элеваторов. Судьба не позволила ему дожить до космической эры и реализовать на практике свои научные предвидения – он погиб в 1942 году в боях под Орлом. Не осталось могилы ученого-самоучки, но сохранились его научные труды, благодаря которым американские астронавты покорили Луну.

Саша Шаргей родился в июне 1897 года в Полтаве, рано потерял родителей и своим образованием обязан дедушке и бабушке, которые отдали его в гимназию с преимущественным преподаванием точных наук, где Александр и заинтересовался межпланетными сообщениями.

В 1916 году по окончании гимназии с серебряной медалью, Александр Шаргей и приехал в Петроград. Тогда-то он и поселился в доме 33 на 14 линии на Васильевского острова, где в то время жили его сестра и мачеха.

Фото 3. 14 линия ВО, д.33
Фото 3. 14 линия ВО, д.33

Александр поступил в Петроградский политехнический институт, но шла война, и, несмотря не прошение об отсрочке от воинской службы, его забрали в школу прапорщиков, а потом отправили на Кавказский фронт. В начале 1918 года после подписания Брестского мира Александр оказался в родной Полтаве.

Научные разработки, которые Шаргей начал делать в Петрограде, к 1919 году превратились в научный труд "Тем, кто будет читать, чтобы строить", где молодой ученый в схемах рассмотрел устройство космической ракеты, выбор оптимальных траекторий ее полета и влияние на него гравитации планет, способы возвращения спускаемых аппаратов на Землю, а также устройство промежуточных космических баз вне земли. Вслед за Циолковским, но независимо от него, Шаргей всесторонне обосновал осуществимость космических полетов при помощи ракет на жидком химическом топливе.

Но в 1919 году прапорщика Шаргея вновь мобилизуют, теперь уже в армию Деникина, но он дезертирует и страивается железнодорожным рабочим в городе Смеле. В 1921 году при содействии родственников, Александр Шаргей становится Юрием Васильевичем Кондратюком. С этим именем он и вошел в историю космонавтики. До конца своих дней он жил под этим именем и очень этим тяготился, чувствуя себя неуверенно, но времена были непростые. Он не мог поступить в высшее учебное заведение из-за «темных пятен» в биографии, хотя сильно ощущал недостаток знаний. Работая инженером вдалеке от столиц, сначала на Кубани и в Осетии, потом в Сибири, теперь уже Юрий Кондратюк, не оставляет своих космических разработок. В 1929 году он публикует за свой счет в Новосибирске книгу "Завоевания межпланетных пространств» и всерьез задумывается о том, чтобы перейти от теории к практике. Однако в 1930 году Кондратюка арестовали «за вредительство» и отправили на работу в особое проектное бюро № 14 в Новосибирске. Здесь Кондратюк занялся проектированием горного оборудования для шахт Кузбасса.

В мае 1932 году группа, где работал Кондратюк, получила заказ - спроектировать мощную ветряную электростанцию. Кондратюк в короткий срок выполнил заказ, спроектировав станцию, мощность которой в три раза превышала заданную. Его вызвали в Москву и пригласили на работу в Группу изучения реактивного движения (ГИРД), где тогда работал С. П. Королев. Но инженер предложение не принял, мотивируя отказ незавершенной работой по созданию ветряных электростанций, но на самом деле он понимал, что не пройдет строгой проверки документов при поступлении на работу. И опасался он не зря: в 1938 году Королев и его группа были арестованы.

С началом Великой Отечественной войны Юрий Васильевич записался в народное ополчение и, как считается, погиб в феврале 1942 года при обороне плацдарма на берегу Оки у деревни Кривцово Орловской области. Он был командиром группы связи, из которой в боях не выжил никто. После боя из нее не осталось в живых никого. Дата смерти и место захоронения Юрия Васильевича Кондратюка неизвестны.

Кто знает, как сложилась бы история советской космонавтики, если бы этот талантливый исследователь остался в живых.

Марина Бурыкина, экскурсовод. Специально для проекта "Открытый город".

Другие статьи автора: