Найти в Дзене

Если ваш ребёнок ВЧЛ: как помочь ему встроиться в класс

Новый класс для ребёнка — это всегда испытание. Новые лица, правила, шум, десятки незнакомых голосов. Для обычного ребёнка это просто волнение. Но если ваш ребёнок — высокочувствительный (ВЧЛ), то адаптация может превращаться в настоящий стресс. ВЧЛ замечает всё: кто громко шепнул, кто посмотрел недобро, кто слишком активно машет руками. Он улавливает нюансы, которые другие дети даже не видят. С одной стороны, это дар: такие дети умеют чувствовать атмосферу и быть внимательными к другим. С другой — это риск перегрузки и одиночества. ❌ Толкать: «Иди и играй со всеми сразу!»
✅ Учить простым фразам: «Я хочу побыть один», «Можно я присоединюсь позже?». Это даёт ребёнку инструмент, как обозначить границы, не уходя в истерику. ❌ Перегружать: «После школы у тебя ещё три кружка».
✅ Давать разрядку. Первые недели — не время для десяти секций. Пусть у ребёнка будет ресурс на адаптацию. ❌ Требовать: «Будь лидером! Не отставай!»
✅ Помогать искать друзей постепенно. Один близкий друг лучше десятка
Оглавление

Новый класс для ребёнка — это всегда испытание. Новые лица, правила, шум, десятки незнакомых голосов. Для обычного ребёнка это просто волнение. Но если ваш ребёнок — высокочувствительный (ВЧЛ), то адаптация может превращаться в настоящий стресс.

ВЧЛ замечает всё: кто громко шепнул, кто посмотрел недобро, кто слишком активно машет руками. Он улавливает нюансы, которые другие дети даже не видят. С одной стороны, это дар: такие дети умеют чувствовать атмосферу и быть внимательными к другим. С другой — это риск перегрузки и одиночества.

Как можно помочь ребёнку

❌ Толкать: «Иди и играй со всеми сразу!»
✅ Учить простым фразам: «Я хочу побыть один», «Можно я присоединюсь позже?». Это даёт ребёнку инструмент, как обозначить границы, не уходя в истерику.

❌ Перегружать: «После школы у тебя ещё три кружка».
✅ Давать разрядку. Первые недели — не время для десяти секций. Пусть у ребёнка будет ресурс на адаптацию.

❌ Требовать: «Будь лидером! Не отставай!»
✅ Помогать искать друзей постепенно. Один близкий друг лучше десятка поверхностных связей. Это создаёт чувство опоры.

Почему это важно

Для ребёнка-ВЧЛ школа может стать либо местом боли, либо местом роста. Всё зависит от того, получит ли он поддержку дома. Родители задают основу: «Ты имеешь право быть собой и при этом быть частью».

В моей практике семейной медиации это один из ключевых вопросов: «Можно ли быть разным и всё равно оставаться в семье, в группе, в команде?». Когда взрослые дают ребёнку опыт принятия, он учится строить такие же отношения и со сверстниками.


Задача родителей — не «втолкнуть» ребёнка в толпу, а помочь ему встроиться в класс на своих условиях. Это долгий процесс, но именно так чувствительность превращается не в обузу, а в силу.

Попробуйте поддерживать ребёнка шаг за шагом. Дайте ему право быть собой — и тогда он найдёт друзей и своё место в новом классе.

👉 Раньше я писала о том, как родителям договариваться со школой в первые недели — там есть практики, которые помогут избежать лишних конфликтов: «
Родители и школа: как избежать конфликтов в первые недели».