«Пришел – увидел – наследил».
Полным крахом для игрока, уже размечтавшегося, на что он потратит выигрыш, может стать появление в игре джокера. Поэтому так интересно, порой надрывно, а иной раз пикантно выглядит ситуация, когда на сцену выходит джокер.
От обычного антигероя его отличают:
- полная неожиданность возникновения;
- определенный налет мистичности/фатальности/несчастливости;
- отстраненность, невтянутость в круг главных героев или самое слабое участие в их делах;
- сокрушительность последствий его появления.
Давайте назовем несколько любопытных героев из фильмов СССР, которых условно можно причислить к этому судьбоносному, скользкому, но частенько курьезному типу.
1, 2. «От тебя один дискомфорт!»
В картах это своего рода шут, который не имеет ни масти, ни номера, но может неожиданно для соперника заменить собой другую карту. В некоторых случаях подкидывание джокера может для игрока означать, по выражению героя «Покровских ворот», «полный алес-капут».
Кстати, в названной замечательной комедии СССР этаким джокером пришлось стать человеку, который совсем на такую роль не подходил и даже в страшном сне себя в данном амплуа не видел: Льву Хоботову (1).
Его пример показывает, что сам по себе джокер может быть человеком весьма приятным. Но витающий над ним ореол неудачливости толкает его на поступки, которые ненароком крушат планы разных людей.
Вот вспомним. Маргарита Павловна собиралась на церемонию бракосочетания с Саввой Игнатьичем. Но, когда они уже были готовы спускаться в такси, выяснилось, что намеченный на роль свидетеля Аркадий Велюров вышел из строя (потому что «А кто не пьет? Назови!»).
В то же самое время бывший муж Марго почти-почти ушел смотреть фрески с новой подругой («Есть в этом известное изящество: вы – в загс, а Хоботов – в монастырь»).
Казалось бы, дальше за него всё решила экс-супруга. Однако Хоботов был тем, кого в уголовном праве называют виктимной личностью. Он своим видом и поведением жертвы словно бы подталкивал более сильную женщину командовать им, тем самым переворачивая всё с ног на голову.
Вот так быть свидетелем в загсе для Марго с ее новым мужем пришлось… мужу бывшему.
При этом немного погодя этот товарищ умудрился сбежать из-под самого носа Маргариты Павловны. Она уж наметила продолжение «удивительного тройственного союза» с переселением всех вместе в одну квартиру. А Лев Евгеньич возьми да спутай все карты. Вот такой виктимный джокер поневоле…
Кстати, на Западе данный тип ассоциируют не только с картами, но и с демоническим главным антигероем Трикстером. Этот шутник появляется нежданно-негаданно для другой стороны и резко ломает ситуацию, а то и жизни в целом. В Штатах даже посвятили ему пару фильмов: собственно «Джокер» и его продолжение «Джокер: Безумие на двоих».
Одним из таких типажей в нашем родном кинематографе был Павел Смердяков из «Братьев Карамазовых» (2).
До последнего момента никто не знал, что это незаконный сын Федора Карамазова. Да и сам простой слуга в их доме, мечтавший отомстить за свою судьбу папаше и его сыновьям, всё тянул с расплатой. Может, ничего и не случилось бы, если б не определенные обстоятельства.
В итоге Смердяков появился, как говорилось в одном мультфильме: «Ужас, летящий на крыльях ночи». В результате отец Карамазов распрощался с жизнью; старший из его официальных сыновей пошел на каторгу по обвинению в убийстве собственного родителя; серьезно изменились судьбы почти всех остальных героев.
3, 4. «Откуда ты взялся – такой красавец?»
Одна из важных особенностей джокера – в том, что он, привлекая публику флером таинственности, по факту в кругу главных героев не вращается. Или не слишком «отсвечивает».
Таков был элитный шпион-одиночка, профессиональный киллер Карл Брокман в «Возвращении резидента» (3).
Михаил Тульев столкнулся с ним еще в бытность свою наемником в Африке. А уже после перевербовки в Советском Союзе наш резидент пересекся с таинственным человеком в другой стране и неожиданно узнал, что именно Брокман убил его любимого отца.
При этом волею случая Тульев был вынужден до поры до времени не просто молчать, но и сотрудничать с убийцей собственного отца, более того – наставлять его в подготовке для заброски шпионом в СССР.
Встреча с полу-мистической личностью во многом нарушила планы нашего резидента, как следствие – повлияла на операции, с которыми Михаил Александрович был прямо или косвенно связан.
Таков был и Фокс в детективе «Место встречи изменить нельзя» (4). Если принять условную карточную классификацию, то в данной истории:
- Карп был «королем», причем непременно пиковым;
- подруга «Горбатого» Клавдия могла быть названа «королевой» при нем, разумеется тоже пиковой;
- воры в законе наподобие Петьки «Ручечника» считались «валетами»;
- а вот «Промокашка» слыл, разумеется, «шестеркой». У него даже кличка слышалась созвучно с числовым значением самой мелкой карты в колоде.
Фокс же в «устаканенную» группировку Карпа входил сугубо символически. Он был словно бы немного в стороне, этаким «уголовным ИП». Вспомните, как не мог его типизировать «Кирпич»: «По замашкам, вроде бы, фраер… но не фраер, это точно».
5. «Почему у вас здесь 40 свечей?..»
Был похожий зигзаг в детской фантастике «Отроки во Вселенной». Там на юбилее космонавта как снег на голову возник незнакомец в костюме (5). И тут же во всеуслышание заявил, что космонавту сейчас не 40, а… всего 14 лет.
Какая после этого поднялась шумиха-неразбериха с самыми разными последствиями!..
6, 7. «И смеется он, и хохочет он, злой шутник, озорник…»
В комедийном ракурсе этакой темной лошадкой был Черный Джек из «Человека с бульвара Капуцинов» (6). Сделанный им выстрел резко изменил судьбу и Джонни Феста, и его подруги Дианы, и целого городка.
Кстати, этот фильм определяет еще одну черту джокера: он не может быть исключительно со стороны, он слабо, но все же связан с остальными – находится с ними в одной колоде. Так, пришлый мистер Секонд джокером назван быть не может.
Еще более мелким, но курьезно повернувшим развитие сюжета был рыжий герой Михаила Кокшенова в комедии «Не может быть!» (7). Тот, который:
- сначала поссорился с актером, обозвав его «рыбий глаз»;
- потом застал того на кровати в своей комнате и устроил шумные разборки, спутав влюбленным все планы;
- затем и вовсе оказался… сослуживцем жены актера, с которым та секретно встречалась («Ах, это у вас называется "попить чаю"?!»).
Словом, как говорили «Уральские пельмени», тут был «целый каскад действий». Действий мелких, не самых умных, курьезно-пикантных, но сорвавших тайные встречи целым шестерым участникам.
Пришлось им усесться за стол переговоров и вместо приятного свидания решать, как жить дальше, в таком духе: «…я выхожу замуж за Николая, эта – за этого, а эти – так!»
8. «Если в старой табакерке век не держат табака, заведется в табакерке черт-те что наверняка»
И на сладкое – славный, очаровательный, душевный, но грустный «Стойкий оловянный солдатик». Там у мульт-джокера название было весьма символическим: чертик из табакерки (8).
Сколь прелестно игрушечный солдатик обменивался взглядами и флюидами с прекрасной фарфоровой танцовщицей! А коварный тролль объявился как гром среди ясного неба и сокрушил не только их безмолвное общение, но и их судьбы…
«А напоследок я скажу…»
Вообще же джокеры могут быть не только людьми, но и:
- стихиями. Вот как вулкан в «Земле Санникова», который перечеркнул все замыслы экспедиции, привел к нескольким гибелям, испепелил поселение аборигенов... Или как землетрясение в «12 стульях», которое «встало на пути великого комбинатора», после чего Остап с Кисой радикально перестроили все планы и, скорее всего, именно из-за этого второй зарезал первого;
- историческими событиями. И тут уж каждый военный фильм – пример того, как внезапно наносились удары по судьбам огромного множества людей;
- и т. д. и т. п.
Друзья, а какие примеры джокеров в кино можете привести вы?
И в развитие темы читайте посты «8 самых обаятельных жуликов кино СССР», а также «8 забавных токсичных персонажей в любимых советских комедиях», плюс «Опереточные злодеи в отечественных фильмах» и конкретно «Кем был загадочный Джек в "Человеке с бульвара Капуцинов"?».
#кино #знаменитости #телевидение #культура #психология #СССР #интересныефакты