Найти в Дзене

Осознанный выбор. В Петербурге завершилась основная волна приёмной кампании в колледжи

Учреждения среднего профобразования сейчас формируют приказы о зачислении, но «двери не закрываются», говорят в профильном комитете Смольного. Продолжается прием не только на платное, но и на бесплатное — на профессии, которые у абитуриентов спросом не пользуются (потому как непростые и немодные), а у работодателей — еще как.

ФОТО Сергея БОБЫЛЕВА/ТАСС
ФОТО Сергея БОБЫЛЕВА/ТАСС

Больше мест

Год назад в колледжи и техникумы Петербурга поступило 100 тыс. заявлений, в эту приемную кампанию — 137 тысяч, констатировал начальник отдела профобразования городского комитета по образованию Денис Трещев. Страна наращивает бесплатный прием.

Перед российской системой среднего профобразования стоит амбициозная задача: за пять лет подготовить не менее 1 млн востребованных специалистов рабочих профессий для ключевых отраслей экономики, — комментируют в комитете.

Петербург за последние пять лет добавил 6400 бесплатных мест — и сейчас в колледжах и техникумах города их более 28 тысяч. Готовят специалистов рабочих профессий и специалистов среднего звена по 264 образовательным программам.

Если брать профессии, наиболее востребованные петербургским рынком труда, то из них у выпускников девятых классов в последние годы популярны (а значит, и конкурс на них высок), например, «мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей», «повар-кондитер», а у тех, кто поступает в колледжи после одиннадцатого класса, симпатии смещаются в сторону IT, в геодезию и землеустройство, в картографию, говорит Денис Трещев. По его словам, конкурс в Колледж электроники и информационных технологий составил больше 20 заявлений на место.

В этом году поступило 350 предложений от работодателей, касающихся целевого обучения, — уже сформировано около тысячи ­заявок. Как рассказал Денис Трещев, «ребята могут заключать такие договоры и на этапе приемной кампании, и уже студентами».

Город добавляет бесплатные мес­та в тех направлениях, которые ему нужны. Скажем, в медицинской сфере — доведя количество бюджетных мест до 3 тысяч. Городской бюджет оплачивает 825 мест в колледжах и техникумах, работающих при вузах (таких уже 11), несмотря на то что у вузов федеральное подчинение.

В порядке эксперимента

Для системы среднего профобразования Петербурга 2025‑й — год особенный: город наряду с Москвой и Липецкой областью участвует в эксперименте по «расширению доступности среднего профобразования».

Напомним, в этих трех субъектах Федерации выпускникам девятых классов предоставили вариант: тем, кто не собирается идти в десятый класс, достаточно двух (а не четырех) выпускных экзаменов, чтобы получить гарантированное бесплатное место на обучение нужной региону профессии. Петербург определил перечень из 19 таких профессий и колледжи с гарантированным местом.

На такие «гарантированные мес­та» подано около 3 тысяч заявлений, в ближайшие дни их рассмот­рят, говорят в комитете. И прием продолжится. Дело в том, что у девятиклассников, которые сдавали все четыре экзамена, претендуя на переход в десятый класс, но не набрали необходимого минимального балла, в сентябре будет еще шанс пересдать. У не преуспевших по‑прежнему остается возможность гарантированно поступить на нужные городу профессии.

Как «работает» такое экспериментальное расширение доступности, на примере Автомеханического колледжа Санкт-Петербурга поясняет его директор Родион Лучковский.

В прошлом году конкурс на обучение профессии «мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» ­достигал 7 заявлений на место. В нынешнем году профессия вошла в перечень 19 приоритетных для города, и горбюджет добавил бесплатные места. Благодаря этому конкурс снизился до 3 заявлений на место. Те, кто в прошлом году не смог поступить, сейчас бы поступили.

А вот профессии, которые в перечень не вошли, поскольку и без того популярны у абитуриентов (например, эксплуатация, обслуживание автотранспорта — пассажирского, грузового, легкового), привлекали до 9 заявлений на место.

Увы, другой транспорт, вертикальный (это лифты, эскалаторы, траволаторы, подъемники), пока как‑то не на слуху у школьников и абитуриентов, сетует Лучковский. А профессия востребованная — к 2030 году Петербургу предстоит заменить 5 тысяч лифтов.

Колледж петербургской моды участвует в эксперименте «по расширению доступности» и в федеральном проекте ­«Профессионалитет». Это предполагает не просто сотрудничество с индустриальными партнерами, ­подчеркивает директор Ольга Коротеева: «Образовательный процесс выстраивается под запрос работодателей, чтобы студенты и выпускники могли «бесшовно» переходить на рабочее место».

Такая плотная спайка с работодателями потребовала от колледжа «создать новый вид образовательных программ, в них гораздо больше практического обучения», продумана возможность на последних курсах работать параллельно с учебой.

Колледж петербургской моды стал базовой образовательной организацией кластера «Легкая промышленность», в который входят ведущие предприятия этой отрасли. Она активно развивается: за последние годы в несколько раз увеличился объем продукции и очень нужны кадры, говорит Ольга Коротеева.

По ее словам, проект «Профессионалитет» за счет связки с работодателями позволил понять, какие еще компетенции пригодятся выпускникам. Если в существующие образовательные программы эти компетенции не встроить, их предлагают получить на отделении дополнительного образования. Так, в прошлом году по запросу работодателя открыли прием на профессию «Оператор оборудования швейного производства», а поступающим на нее предлагают получить дополнительные компетенции наладчика оборудования.

Наладчиков не хватает, это одна из самых дефицитных профессий. Высокая зарплата, работодатели ждут, — комментирует Коротеева.

Новая для колледжа профессия (плюс дополнительная компетенция наладчика) заодно привлекла в колледж парней: учебное заведение ассоциируется с модной индустрией и в основном в нем учились барышни.

Некоторые работодатели предлагают не только целевые договоры, но и стипендии, другие меры соцподдержки, рассказывает директор, а со второго курса студенты могут работать в производственном комплексе колледжа и получать деньги.

Опять же под запросы работодателей в колледже «пересмотрели структуру бюджетных мест»: сделали акцент на востребованные профессии — «мастер по изготовлению швейных изделий», уже упомянутую «оператор оборудования швейного производства». Эти профессии вошли и в эксперимент «по расширению доступности».

На других направлениях, не вошедших в перечень 19 профессий «с гарантией поступления», конкурс довольно высокий: подано почти 2 тысячи заявлений, поступали со средним баллом аттестата выше четырех. Традиционно самые конкурентные направления — «дизайн» и «мас­тера по изготовлению швейных изделий». В силу популярности они в эксперимент не входят — соответственно, доходило до 4 – 5 заявлений на место.

В Колледж метрополитена и железнодорожного транспорта (крупнейшее в стране образовательное учреждение, которое готовит кадры для метрополитенов) было подано 2500 заявлений на 375 бюджетных мест. На самые конкурентные специальности ­поступало до 10 заявлений на мес­то («автоматика и телемеханика» и «сервис на транспорте»). И даже до 12 («информационные системы»), говорит директор учебного заведения Владислав Апаницин.

Этим летом больше сотни учащихся вторых и третьих курсов уже были приглашены поработать в метрополитен и на Октябрьскую железную дорогу, где они работали помощниками машинис­та на междугородных направлениях.

Знают, куда идут

Всплеск интереса к среднему ­профобразованию в комитете по образованию объясняют продуманной профориентационной работой со школьниками.

Петербург (как и другие субъекты Федерации) развивает так называемую единую модель проф­ориентации: уроки, внеурочные занятия «Россия — мои горизонты», профпробы, мастер-классы. В школах Петербурга уже больше 200 предпрофессиональных классов — по инженерным направлениям, творческим, естественно-научным. Открываются образовательные полигоны: в этом году такой появится в обновленном здании Колледжа судостроения, информационных и прикладных технологий.

Директора всех упомянутых колледжей уверяют: выпускники школ все чаще осознанно выбирают и профессию, и колледж.

Наблюдал, как ребята сидели с родителями и ждали информацию о том, поступили ли, — рассказывает Владислав Апаницин. — Были даже слезы у тех, кто видел свою фамилию в списках поступивших. И понимаешь, что выбор осознанный: человек знает, чему его будут учить, куда он пойдет после колледжа, и главное — знает, что его ждут в метрополитене и на Октябрьской железной дороге.

Возглавляемый Апанициным Колледж метрополитена стал ресурсным центром и сейчас «исследует процесс профориентации, начиная с детского садика. Будем надеяться, что через десять лет эти ребята придут к нам».

Родион Лучковский говорит: анкетирование в его колледже показало, что 80 % поступающих по направлениям отрасли «машиностроение» (сварщики, сварочное производство, мастера слесарных работ) приходили, уже будучи знакомыми с колледжем, — бывали на профориентационных визитах, на Днях открытых дверей.

О Колледже петербургской моды кто‑то из школьников узнал даже в летнем лагере — профориентация проходила и там.

…В сентябре продолжится прием на направления, где остались места, в том числе те, которые участвуют в эксперименте. Что касается приема на очно-заочное и заочное, то он и вовсе продлится до декабря.

Читайте также:

Общее житие: после поступления в вуз у первокурсников начинаются другие хлопоты

Петербургские выпускники стали чаще выбирать предметы естественно-научного цикла