"... Ирина не успела дойти до посадки, остановилась, увидев незнакомого человека. С приезжими мама всегда её учила быть осторожной. Предупреждала, что сразу не понять, что у человека на уме. Поэтому Ирина остановилась, всматриваясь в спину незнакомца. Тот стоял возле мольберта и водил кистью...."
Читайте: Плохиш
Иринке часто приходилось оставаться дома одной, но она никогда не скучала. Дел было так много. что ей иногда и присесть было некогда. Когда мамы не стало, она взвалила на свои плечи женские обязанности. Готовила, убирала, стирала, а ей ещё нужно было хорошо учиться, ведь мечтала Ирина поступить в институт. Со специальностью пока не определилась, но к каждому уроку готовилась старательно.
Отдушиной для Иринки было рисование. Умела она замечать красоту во всём: в лёгком дуновении ветра, в весенних ярких красках и в замирании жизни зимой. Как-то мама, увидев, что дочь старательно рисует, сказала, что если бы они жили в городе, то Ирина могла пойти в художественную школу, где профессионалы помогли бы ей развивать способности. В деревне такой возможности не было.
Иринка рисовала, если её душа этого требовала. Когда отец уходил в Замостье к Варваре, оставалась дома одна. Выполняла домашнюю работу, обычно готовила им с отцом с вечера на следующий день. Потом садилась за стол, начинала выполнять домашнее задание, чтобы подготовиться к урокам, а затем открывала альбом и рисовала. Правда, после того как мамы не стало, в её рисунках преобладали тёмные краски...
В один из июньских дней, когда ярко светило солнце, а сладкий аромат черёмухи ветер разносил по всей округе, Ирина взяла альбом, краски и вышла на улицу, потому как этот день девушка снова осталась дома одна. Отец отправился к Варваре, сказав дочери, чтобы его не ждала:
- Наверное, я задержусь. Помочь по хозяйству надо. Сама понимаешь, когда в доме одна женщина, работы мужской хватает. Так что меня не жди, занимайся своими делами. Ты уже взрослая. Сама найдёшь себе занятие. Вечером не забудь дверь на крючок закрыть, а то мало ли что...
- Не волнуйся, как ты сам сказал, я уже большая, как-нибудь справлюсь, - спокойно ответила Иринка, подумав, что отец спешит к Варваре под предлогом помочь, хотя им самим и хлев нужно чистить, и забор с одной стороны в огороде поправить. Отец обмолвился как-то, что нужно принести частокол, но, видимо, уже забыл об этом. Сейчас он находился в состоянии влюблённости и первым делом хотел помочь Варваре.
Больше отец и дочь ни о чём не говорили. Степан напоследок глянул на себя в зеркало, улыбнулся. По всей видимости, собственное отражение ему понравилось. Так подумала Ирина, наблюдавшая за отцом. Когда он вышел из дома, она подошла к окну и смотрела вслед отцу до тех пор, пока тот не скрылся за поворотом.
Поскольку грядки Ирина уже прополола, дома убрала, делать ей было нечего. С подружками из Замостья договорилась встретиться завтра, чтобы пойти на речку. Ирина шла по тропинке вдоль забора, затем завернула и вышла к небольшой посадке, где росла черёмуха. Хотелось нарисовать нежные белые цветки.
Ирина не успела дойти до посадки, остановилась, увидев незнакомого человека. С приезжими мама всегда её учила быть осторожной. Предупреждала, что сразу не понять, что у человека на уме. Поэтому Ирина остановилась, всматриваясь в спину незнакомца. Тот стоял возле мольберта и водил кистью. Ирина на цыпочках подошла ближе. Она впервые увидела мольберт, подумав, что, наверное, в их деревню приехал самый настоящий художник. Она пыталась рассмотреть, что именно он изображает, подошла ещё на шаг ближе, потом сделала ещё один шаг и... споткнулась.
- Ой! - вырвалось у неё. Иринка начала в спешке поднимать с земли краски и карандаши.
Незнакомец сразу же положил кисти и повернулся. На вид ему было лет двадцать пять - тридцать. Ирина не умела точно определять возраст человека, да и не до этого ей было. Молодой мужчина был одет на городской манер. Хоть приехал писать пейзаж (это Иринка сразу поняла), на нём были брюки и рубашка с коротким рукавом. В деревнях так не одевались. Ходили в спортивном трико и майке. Не успела об этом подумать Ирина, как услышала приятный голос приезжего:
- Не думал, что в деревенской глуши встречу лесную фею, которая будет наблюдать за творческим процессом.
- Вообще-то я шла для того, чтобы за Вами наблюдать... - начала оправдываться Иринка. - Я тоже рисую немного.
Незнакомец, который до этого улыбался, стал серьёзным. Протянул руку и попросил показать ему альбом.
- Дай-ка я посмотрю.
Ирина дрожащими руками протянула альбом, считая, что сейчас её художество оценит человек, который в этом разбирается.
- Вот, возьмите, там не так много рисунков, точнее, это просто наброски.
Незнакомец внимательно смотрел на каждый рисунок, как будто изучал его, повторяя всего одно слово: "Неплохо". Затем взглядом окинул Ирину с головы до ног, спросил:
- Тебя кто-нибудь учил рисовать?
- Нет, - отрицательно помотала она головой. - Я сама, мне с детства нравилось рисовать всё то, что я считала достойным внимания.
- Интересно, а что ты сейчас захотела изобразить? - спросил незнакомец.
- Черёмуху, - призналась Иринка. - Хочу успеть, пока она не отцвела. Красота ведь такая, что глаз не оторвать! Буду смотреть на неё зимой и радоваться.
- Я и сам, признаться, пытаюсь запечатлеть этот волшебный момент, - ответил незнакомец, а потом поспешил представиться: - Меня Василием Сергеевичем звать. Можно обращаться просто по имени.
- Я Ирина. Вы, наверное, художник? - вырвалось у неё. Увидеть самого настоящего художника для неё было большим счастьем. Она даже хотела попросить у него автограф.
- Громко сказано - художник. Правильнее будет сказать, что я любитель. Хотя, признаюсь, окончил худграф. Работаю в художественной школе с детьми. Сейчас приехал в деревню, чтобы сделать этюды. Остановился у одной пожилой женщины Анны Вячеславовны. Она согласилась приютить меня на то время, пока я буду здесь.
- Бесплатно? - удивилась Ирина. Её бабушка никогда просто так ничего не делала.
- Нет, конечно, я заплачу ей. Просто так я нигде не стал бы останавливаться.
Ирина переменилась в лице. Подумала, что бабушка по отцу не упустила момента, чтобы заработать денег. Наверное, отдаст их своему второму сыну Николаю, который живёт в городе и собирается строить кооператив. До этого Ирине дела не было, но она свято была убеждена, что с таких людей, как художники и композиторы денег брать нельзя.
Василий заметил, что имя женщины, приютившей его на то время, пока он будет в деревне, вызвала не слишком приятную реакцию у девушки. Он не успел ничего спросить, потому что Ирина заговорила сама:
- Анна Вячеславовна - моя бабушка, папина мама. Но мне бы не хотелось об этом говорить. Наверное, я пойду, чтобы Вам не мешать.
- Но ты же собиралась заняться... - вспомнил Василий.
- Я приду позже, - оборвала его на полуслове Ирина и уже на ходу добавила: - До свидания!
Василий попрощался, а Ирина поспешила домой. Ей не хотелось, чтобы по деревне поползли слухи.
Тем вечером она к посадке больше не пошла, решив, что сделает это завтра утром. Когда Ирина вышла на улицу, чтобы набрать колодезной воды, услышала разговор двух соседок.
- Вячеславовна у нас молодец! Быстро сообразила, что художник приезжий заплатит столько, сколько она скажет. Хвасталась мне, что червонец заработала на ровном месте. И ещё столько же получит, когда этот "мастак" отправится домой.
- А откуда он, она хоть сказала? - поинтересовалась другая соседка.
- Вроде из области приехал. Говорит, что наши пейзажи его вдохновляют. Красиво у нас очень.
- Вот как, а мы с тобой здесь всю жизнь живём и не замечаем красоты.
Ирина пошла домой, вытянув воду, умылась, легла в кровать, вспоминая сегодняшнюю встречу. Почему-то этот художник не выходил у неё из головы. Был он не таким, как жители в деревне. Казалось, что его не волнуют никакие земные проблемы, настолько он был поглощён творчеством.
Ирина не могла понять, почему она мысленно снова и снова возвращается к непродолжительному разговору с этим человеком, которого она пока не знала. Но думая о нём, на душе становилось хорошо и спокойно...