Найти в Дзене
Сказы Истории

Семь народов Ханаана осуждённых на смерть, потому что их землю Бог обещал Израилю.

В древности землю Ханаанскую населяли семь народов: хеттеи, гергесеи, аморреи, хананеи, ферезеи, евеи и евусеи. Эти народы уже существовали и процветали в те времена, когда Израиль как народ (сыновья Иакова и их потомки) еще только складывался.

Предполагаемая картина Франса Пурбуса Старшего (ок. 1565–1580), изображающая Бога израильтян, который показывает Моисею Землю обетованную. Фото из открытого доступа.
Предполагаемая картина Франса Пурбуса Старшего (ок. 1565–1580), изображающая Бога израильтян, который показывает Моисею Землю обетованную. Фото из открытого доступа.

По мнению учёных слово «Ханаан» означало «страна пурпура»; это имя в древности носила собственно Финикия, Ханаан в целом также известен как «Земля обетованная».

Ханаан Фото из открытого доступа
Ханаан Фото из открытого доступа

Иаков до переселения в Египет жил в городе Харран (Северная Месопотамия), где скрывался от своего брата Исава, а затем в Сихеме (нагорная часть обетованной Земли).

В Сихеме Иаков приобрёл участок земли (Быт. 33:18, 19) за 100 монет, но потом произошли события, связанные с его единственной дочерью Диной, которая влюбилась в сына князя Сихема и он после проведённой с ним ночи в шатре возмечтал взять её в жёны.

Князь Сихема Хамор был рад, что Шхем его единственный сын и наследник влюбился и женится и пообещал сыновьям Иакова выделить большие наделы для скота и поделиться богатством. Ради возможности породниться всё мужское население Сихема провело обряд обрезания.

Однако на следующий день, когда все мужчины болели в селение заявились сыновья Иакова и вырезали мужское население, разграбили дома, украли скот и богатства. Так народ Израиля относился к иноплеменникам, не считая их равными себе.

Подробно об этих событиях в статье "Ветхозаветная история о жестокости Израиля по отношению к другим народам"

Возвращение израильского народа из Египта

Согласно Исх. 12: 40, пребывание евреев в Египте длилось 430 лет. За это время народ израильский увеличился от 70 человек до 600 тысяч только мужчин, а вместе с женщинами и детьми собиралось порядка 2 млн человек.

Израильтяне покинули Египет в 1446 году до нашей эры и начали сорокалетний исход. Предварительно они «отблагодарили» Египет десятью казнями и убийством всех первенцев мужского пола, не забыв до этого обобрать египтян, забрав у них драгоценности. Чтобы кара божья не перепутала евреев с египтянами, первые вымазали свои двери ритуальной кровью кошерно замученного агнца.

10 египетская казнь Фото из открытого доступа
10 египетская казнь Фото из открытого доступа

С тех пор это преступление стало главным «праздником» иудеев, они назвали его Пасха, или Пейсах («прохождение мимо»), очень жестокий и мерзкий праздник, который впоследствии перешёл и в Новый Завет.

Завоевание Ханаана

Завоевание Ханаана произошло с 1406 по 1380 год до нашей эры. После 40-летнего странствования по пустыне народ израильский подошёл к земле обетованной. Моисей, который все 40 лет вёл народ, так и не вошёл в эту землю, хотя был ещё крепок. В Божьем приговоре сказано, что причиной тому было неверие Моисея. Однако Бог проявил милосердие к пророку, позволив ему увидеть Землю Обетованную с горы Нево.

«И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: "семени твоему дам ее"; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню … Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор.34:4-7).

Моисей перед смертью назначил своим преемником Иисуса Навина, который повёл наступательную войну на ханаанских князей и за короткое время разбил их одного за другим (Нав. 9:9, 10).

В заповедованных Богом евреям землях население городов «Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев» должно было подвергаться поголовному истреблению, включая женщин, стариков и детей,

«А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, [и Гергесеев,] как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим». (Втор. 20:16-18)

По окончании завоевания Ханаана Иисус Навин предостерегал израильтян от смешения с живущими среди них остатками местных народов (Нав. 23:12-14).

Оправдание истребления Израилем других народов

Архиерей Сербской православной церкви Николай Сербский (Велимирович) (1880-1956), епископ Жичский, богослов и духовный писатель в своём труде «Война и Библия» и ряде других работ скрупулезно изучил судьбу некоторых древних народов, фигурирующих в Священном Писании, которые исчезли с лица Земли еще до Рождества Христова.

Николай Сербский Фото из открытого доступа
Николай Сербский Фото из открытого доступа

Николай Сербский пришёл к выводу, что эти народы были сильнее и многочисленнее Израиля (Втор. 7:1), но духовно они были уже мертвы.

Он раскрывает содержание своих слов о духовной смерти ханаанских народов:

«Все эти народы отпали от Бога, Единого и Живого, попрали Божий Закон, предались идолопоклонству и, что неизбежно, крайней безнравственности. Ни милость, ни наказание Божьи не касались сердец их, так как и милость, и наказание Всевышнего приписывали они не Богу, а диаволу. Их вера была лишь верой в дьявола; их страх был страхом дьявола, и союз их – союзом с дьяволом».

Николай Сербский считает, что Бог сделал потомков Иакова богоизбранным народом, наградил этот народ Землёй обетованной и возложил на него задачу уничтожить поклонников дьявола, проживающих в Ханаане»:

«Израильтяне должны были сдунуть их, как пыль; срубить, как подсечённое дерево, и похоронить их, как мёртвых. Именно это и приказал Господь сделать Израилю, когда войдёт в обетованную землю»(Втор. 7, 2)».

Многие читатели Ветхого Завета ужасаются жестокости Израиля в борьбе с язычниками на своем пути к «земле обетованной» и в ходе борьбы за Ханаан.

С ними согласны некоторые теологи и богословы, считая, что подобное насилие никак не соотносится с Богом, Который есть Любовь.

Однако Николай Сербский считает, что в этом и был Божий промысел – воспитать избранный народ и заставить его исполнять волю Бога. Вот только он не пишет какого Бога.

Этим Богом был Яхве, мерзкий национальный божок, который избрал себе народ и воспитывал, жестоко наказывая его за неповиновение, заставляя поклоняться только ему и забыть других богов.

Библия ясно показывает, что Яхве — гневный и нетерпимый бог, воинственный и воинствующий, убийственный, призывающий к геноциду, немилосердный и жестокий, вероломный, детоубийца и опьяненный жаждой ужасных жертвоприношений.

Православный богослов Николай Сербский восхищается победами Иисуса Навина, который до конца был верен богу Яхве:

«Когда после смерти Моисея во главе войска и всего израильского народа стал Иисус Навин, то народ этот быстро и победоносно пошёл вперёд, стирая с лица земли эти осуждённые на смерть народы. Этот военачальник был до конца жизни верен и во всём послушен Богу, не погрешив ни в одной заповеди Божьей».

Уважаемые читатели

На родственном канале "Другой взгляд на религию" можно почитать ветхозаветную историю о трагической любви еврейской девушки Юдифи:

"Трагический выбор Юдифи – совесть вместо счастья и любви"