Ветхозаветная история похищения Дины, дочери Иакова ещё одна страница, повествующая о жестокости израильтян. Но прежде остановимся на рождении детей у Иакова-Израиля, родоначальника двенадцати колен.
Дина была единственной дочерью Иакова, она родилась от его первой жены - Лии, старшей сестры Рахили, которая была второй женой Иакова.
Да, у Иакова было две жены – родные сёстры Лия и Рахиль, которые приходились Иакову двоюродными сёстрами. Обе сестры соревновались друг с другом, стараясь родить мужу как можно больше детей, поэтому звали на помощь своих служанок, чтобы они тоже рожали от Иакова. Таким образом от двух жён и двух служанок у Иакова родилось 12 сыновей и только одна последняя младшая дочь Дина.
События, произошедшие с Диной, описываются по-разному в Книге Бытие и в Торе. В Ветхом Завете (Бытие) описывается что Дина была украдена и изнасилована Сихемом, сыном Еммора Евеянина, князя земли Сихемской, хотя впоследствии он захотел взять её в жёны
Однако в Торе эти события описываются более романтично. Дине было 16 лет, у неё уже с 13 лет был жених, её двоюродный брат, сын Исава, Нуэль. Братья Иаков и Исав одобряли этот союз и казалось по-другому быть не может.
Но случилось так, что стада Иакова разрастались и ему приходилось менять места пребывания и искать более благоприятные пастбища. Как-то они остановились у горы Шхем (Сихем) и местный князь Еммор разрешил Иакову на определённых условиях пасти свой скот.
Прошло несколько дней. Сыновья ушли на выпасы, и в стане Иакова остались в основном женщины и дети. Между тем, в селении Хамора, что располагалось неподалеку, готовился праздник, слышались звуки дудок и бубнов, на холме соорудили из соломы чучело быка и плясали вокруг него.
Дина в это время находилась дома с бабушкой Ребеккой (Ревеккой) и попросила отпустить её посмотреть праздник, но бабушка категорически запретила, сказав, что у этого народа неправильная вера, они поклоняются Ваалу.
После полудня, когда Ребекку разморил сон, Дина растолкала свою подружку-служанку Галлу и вскоре они уже бежали по стану к дороге, что вела к холму.
В селении царило веселье, все были нарядно одеты, на кострах готовилась пища, все были веселы и готовились продолжить праздник. К Дине и Галле подошла женщина в ярком одеянии
— Вы, наверное, от скотовода Иакова. А зачем вы закрываете ваши волосы? Они ведь такие красивые.
— Так положено, — произнесла Дина.
— А вот так лучше будет, — заявила женщина и, скинув накидку с головы Дины, повязала ее вокруг Дининой шеи – Сразу красавицей стала, — проговорила она, поглядывая на Дину.
К ним подошли юноши и в центре он – Шхем, сын князя, от которого Дина уже не могла оторвать глаз, и всё окружающее в один миг перестало для нее существовать, остались только его темные глаза, с насмешкой смотрящие на нее.
— А я знаю, кто ты, ты дочь Иакова-скотовода.
— Да, я - Дина, его дочь. Откуда ты меня знаешь?
— Ты очень похожа на своего отца. Когда он вел переговоры с моим отцом, Хамором, я был рядом с ним. Я – Шхем, сын Хамора.
Он повёл её на холм, и они плясали вокруг Ваала, взявшись за руки, пили напитки. А потом после праздника он повёл её в свой шатёр, служанка бежала за ними и всё время повторяла: «Госпожа, госпожа, туда нельзя».
Шхем откинул полог шатра и внёс Дину внутрь, где остались только он и она.
На следующее утро к шатру Иакова подъехал возок, из которого вышли Хамор со Шхемом и Дина.
Шхем признался Иакову, что потерял голову, сразу полюбил Дину и повёл себя безрассудно, что не может жить без неё и хочет на ней жениться. Он сказал, что Дина тоже полюбила его и призналась ему в этом.
Хамор был рад, что Шхем его единственный сын и наследник влюбился и женится и пообещал сыновьям Иакова выделить большие наделы для скота.
Иаков, с одной стороны, не возражал, но высказался, что есть одно обстоятельство, которое может помешать женитьбе: « В нашем роду, еще со времен отца моего, почтенного Авраама, все мужчины обрезаны крайней плотью. Так распорядился посланец Божий, дабы по этому знаку отличать нас от других народов, ибо мы любезны Господу. И с тех пор мы неукоснительно следуем этому указанию».
В ответ Хамор и Шхем подтвердили готовность - ради такого события и возможности породниться, все мужчины их дома примут обряд обрезания, а Иаков пообещал предоставить им лекаря.
Обряд обрезания прошёл благополучно, лекарь оставил в селении целебные мази, обещал навещать. К тому времени с дальних пастбищ вернулись старшие сыновья Иакова, которые пришли в ужас от всего происходящего - их сестра обесчещена и семья опозорена
Однако Лия, мать Дины, сказала им, что всё улажено, что их сестра любит Шхема и мечтает выйти за него замуж и ради этого союза все мужчины дома Хамора провели обряд обрезания.
Но братья не успокаивались:
— И что мы скажем Нуэлю? Он нам, как брат. За что нам такое испытание.
— Да, да. Вот так и скажем ему, мол, тебя, брат, опозорили, а мы смолчали. Свадебный пир ожидаем. Ты ведь будешь на нем, не правда ли, брат.
Братья потрясали кулаками в бессильной ярости, и Иаков надеялся, что они всё-таки успокоятся
А утром Иакова разбудили крики и вопли, которые доносились со стороны селения Хамора. К Иакову подошёл старший Рувим и сказал, что сегодня ночью они отомстили, прокрались в село, убили Хамора и Шхема и других мужчин. Затем туда вошли остальные сыны Иакова, разграбили селение, украли весь скот и богатство.
Иаков был недоволен поступком Симеона и Левия, так как это могло стать причиной преследования их дома. Но сыны возразили ему тем, что не могли поступить иначе, он не считали народ Хамора равным себе
— Шхема, убили Шхема? – дико кричала Дина, — убили моего мужа.
Она бросилась на братьев, царапалась, кусалась и выла, испуская нечеловеческие звуки. Но братья были уверены в том, что поступили правильно и отстояли честь семьи.
Эта история показывает отношение народа Израиля к иноплеменникам. Народ Шхема провёл обряд обрезания, хотел породниться, готов был поделиться богатствами, однако израильтяне считали, что они всё равно не могут быть равными с ними и не могли считать их частью избранного народа.
На родственном канале "Другой взгляд на религию" можно почитать статью о трагической любви еврейской девушки Юдифи: