Найти в Дзене
ПОД СТУК

Как далеко можно было уехать на поезде в Европу из Петербурга и Москвы во времена Российской империи?

Оглавление

В последние десятилетия XIX века, а также первые годы XX века, накануне Первой мировой войны, путешествие из Санкт-Петербурга или Москвы в Европу перестало быть романтическим подвигом и для определенных категорий граждан стало делом почти повседневным. Газеты печатали расписания, а в кассах Варшавского и Курского вокзалов продавались билеты на поезда, которые везли пассажиров в европейские столицы: Берлин, Париж, Вену и даже к тёплому побережью Ниццы.

Сев в вагон поезда в Петербурге вечером, уже через двое суток можно было гулять по Елисейским Полям. А москвичам также была доступна возможность всего за два дня оказаться на Лазурном берегу.

Всё это стало возможным благодаря международным экспрессам Compagnie Internationale des Wagons-Lits (CIWL) и тщательно скоординированным расписаниям, стыковавшим русскую железную дорогу с европейской сетью на пограничных станциях Вержболово (с русской стороны) и Эйдткунен (с германской). Здесь, на границе колей, происходила неизбежная пересадка: вагоны на русской широкой колее заканчивали путь, а на соседних путях уже ждали составы европейского стандарта.

Ст. Вержболово. Фото взято из открытых источников, улучшено при помощи ИИ
Ст. Вержболово. Фото взято из открытых источников, улучшено при помощи ИИ

Из Петербурга и Москвы в Париж

Главной артерией, связывавшей Россию с Западной Европой, был знаменитый «Nord-Express», он же «Северный экспресс». Этот поезд стал символом роскоши и скорости. Реклама конца XIX века обещала доставить пассажиров из Петербурга в Париж ровно за 60 часов.

Норд-Экспресс на французской станции Нуайон - Начало XX века
Норд-Экспресс на французской станции Нуайон - Начало XX века

А уже к 1914 году время существенно сократилось почти на 16 часов - до 44 часов 15 минут. Расписание того года выглядело впечатляюще: отправление с Варшавского вокзала в 19:45, прибытие в Берлин на следующий день в 22:53 и прибытие в Париж - к 16:00 второго дня. По тем временам это была какая-то космическая скорость.

К слову, когда уже в современности ходили поезда из Москвы в Париж под эгидой «РЖД», время в пути составляло день и 13 часов, или же 37 часов.

По этому же маршруту часть вагонов шла не в Париж, а до бельгийского порта Остенде, где пассажиры пересаживались на паром до Дувра. Таким образом, Петербург и Лондон были связаны единым «сухопутно-морским» маршрутом - поездом и паромом, расписания которых совпадали до часа.

Маршрутная карта «Nord-Express». Автор: Matsukaze
Маршрутная карта «Nord-Express». Автор: Matsukaze

«Поезд великих князей» на Лазурный берег

Особое место занимал Wien–Nizza–Cannes-Express - роскошный поезд CIWL, ходивший с 1896 по 1939 год. Иногда его называли Wien–San Remo–Nizza–Cannes-Express или даже St. Petersburg–Wien–Nizza–Cannes-Express, поскольку в отдельные годы состав начинал путь не только из Вены или Варшавы, но и из самого Санкт-Петербурга.

Поезд соединял Центральную Европу и Франко-итальянскую Ривьеру, а среди его постоянных пассажиров были представители высшей знати - русские великие князья и австрийские эрцгерцоги. Не случайно до 1914 года он получил прозвище «Train des Grand-Ducs» - «Поезд великих князей».

Исторический вагон-ресторан CIWL, сохранившийся в Австрии
Исторический вагон-ресторан CIWL, сохранившийся в Австрии

Для российских путешественников этот экспресс открывал прямую дорогу к зимнему сезону на Лазурном берегу - в Ницце, Каннах, Монте-Карло. Из Петербурга путь занимал несколько суток, но уровень комфорта и престиж поездки делали его символом светской Европы той эпохи.

Вена и Берлин: ворота в Центральную Европу

Символической «дверью» из России в Европу была Варшавско-Венская железная дорога - между прочим, вторая железная дорога в Российской империи, открытая в 1840 году, после Царскосельской и перед Петербурго-Московской.

Через неё шли все южные международные экспрессы. Вена, императорская столица Габсбургов, была обязательным пунктом для дипломатов, музыкантов, учёных.

Берлин же стал главным транзитным центром: здесь пересаживались на поезда в Гамбург, Кёльн и Брюссель. Для путешественников из Петербурга он был первой большой европейской столицей после пересечения границы: уже через 27-28 часов пути поезд прибывал на берлинский вокзал.

Вагоны «Nord-Express» на вокзале в Берлине
Вагоны «Nord-Express» на вокзале в Берлине

Совсем не плацкарт

Скорый международный поезд тех лет - это, разумеется, не привычные нам плацкартные и купейные вагоны. Вагон-рестораны CIWL предлагали изысканные блюда, купе были обиты мягкими диванами, а интерьер напоминал скорее дорогой отель, чем транспортное средство.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Пассажир, купивший билет в Петербурге, получал не только расписание, но и целую брошюру-путеводитель: какие города он увидит из окна, во сколько поезд останавливается на каждой станции. Путеводители Bradshaw’s или реклама CIWL подробно описывали все этапы пути.

Где можно было оказаться из России к лету 1914 года

  • Берлин - менее чем за 28 часов от Петербурга
  • Париж - за 44 часа с пересадкой на границе
  • Лондон - через Остенде и паром до Дувра
  • Вена - прямым сообщением через Варшаву
  • Ницца - фирменным поездом с пересадкой в Вене или Варшаве за двое с небольшим суток
Для удобства подписчиков в Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
-7