– Сюрприз! Сейчас немного у вас поживу, – заявила теща, втаскивая в коридор пару внушительных чемоданов. – Сережа, помоги, чего замер?
Опомнившись, зять взял на себя неподъемный багаж.
– Мам, что-то произошло? – спросила Лена, появившись из кухни. – Совсем не ожидали…
– Просто решила вас порадовать! – с энтузиазмом сообщила Галина Петровна, ничуть не смущаясь. – Затеяла ремонт в своей квартире, меняют трубы, так что поживу у вас некоторое время.
Заметив замешательство на лицах дочери и зятя, гостья уточнила:
– У вас же большая квартира, неужели для меня места не найдется?
– Конечно, найдется, – пробормотала Лена. – Детская пока свободна…
– Прекрасно! – воскликнула мать. – Сережа, чего стоишь? Неси мои вещи туда.
– Там еще не прибрано, – извинилась дочь.
– Не беда, – успокоила ее Галина Петровна. – Сейчас немного отдохну, поем и все обустрою как надо. Вы же не против?
– Нет, что вы, чувствуйте себя как дома, – утвердительно кивнул зять.
– Вот и отлично. Пойду переоденусь, а вы пока готовьте обед! – с этими словами гостья вошла в комнату и закрыла дверь, оставив хозяев в недоумении.
— Что это значит, Лена? — проговорил почти беззвучно Сергей, когда они остались вдвоем на кухне.
— Понятия не имею, — удивилась жена, приподняв брови. — Я ничего не знаю. Как и ты, собственно.
— Мы разве не брали огромную ипотеку, чтобы жить вдали от твоей матери? — с раздражением спросил муж. — Меня достали ее командирские привычки, еще когда мы жили у нее после свадьбы.
— Тише, Сережа! — зашикала Елена. — Я удивлена не меньше твоего. Я не приглашала маму. Но ты же слышал, у нее ремонт, она приехала на время.
— Господи, — закатил глаза муж. — Ремонт может затянуться на месяцы, я этого не вынесу.
— У нее же маленькая однокомнатная квартира, сколько там можно ремонтировать? — разумно ответила жена. — И у нее нет столько денег, чтобы долго возиться. Поклеят новые обои, заменят раковину на кухне, я думаю, за неделю-две закончат.
— Ты видела ее сумки? — угрюмо спросил муж. — С такими чемоданами не на пару недель приезжают, а насовсем!
— Все готово! — объявила Галина Петровна, входя из своей комнаты. — Можно садиться за стол.
Муж и жена одновременно тяжело вздохнули.
Утро следующего дня принесло владельцам квартиры новый повод для удивления.
— Мама, что ты задумала? — спросила Лена, широко раскрыв глаза, когда вошла в комнату матери, чтобы позвать её на завтрак.
— Разве не видно? — удивилась Галина Петровна, неустойчиво стоя на подоконнике. — Шторы развешиваю.
— Могла бы попросить меня или Сережу помочь, — с тревогой сказала дочь. — И потом, мне казалось, что здесь уже висели шторы…
Женщина в замешательстве оглядела комнату, ища глазами занавеску.
— Ваши тряпки мне не годятся! — заявила мать, спускаясь с подоконника. — Хоть я и приехала погостить ненадолго, но хочу, чтобы мне было удобно.
Заметив растерянность в глазах дочери, женщина добавила:
— Или я не имею права обустроить гостевую комнату для себя на время моего пребывания у вас?
— Конечно, можешь, она все равно пока пустует, — ответила Лена.
— Прекрасно! — воскликнула гостья. — Тогда позови Сергея, я хочу переставить мебель и повесить на стену свои часы.
— И все же, надолго ли ты приехала? Сколько времени займет обустройство? — наконец решилась задать главный вопрос хозяйка дома.
— Пока не выгоните! — с улыбкой ответила мать.
Но, заметив явное беспокойство на лице дочери, добавила:
— Я же не могу торопить рабочих. Что они мне там наделают, если я буду на них давить? Да, дело это не быстрое, но любой ремонт когда-нибудь заканчивается, — заключила она с философским видом.
— Мне все же не терпится выяснить подробности, — настойчиво допытывался муж, возникнув из-за плеча жены в дверях комнаты для гостей.
— Откуда же мне это известно? — удивилась теща, вскинув брови. — Как закончат, так и сообщат. Полагаю, что через одну-две недели.
Молодые люди с облегчением вздохнули.
— Неделю-другую можно выдержать, — тихо говорила Лена на кухне. — Просто давай это переживем, хорошо? И все закончится!
— Я просто сойду с ума, если она здесь задержится еще хоть на день, а ты говоришь о целой неделе! — сдавленно шептал Сергей.
Он еще не восстановил дыхание после того, как переставлял мебель в комнате тещи. Это оказалось довольно сложной задачей, потому что едва зять устанавливал кровать или шкаф на выбранную позицию, теща почти сразу же меняла свое мнение и требовала все переделывать.
— Ну что же тут поделаешь, Сережа? — успокаивала его жена. — У мамы такой нрав, ей необходимо, чтобы все было так, как она захочет, иначе — скандал и обида навечно.
— Я бы согласился на серьезную ссору, если бы это избавило нас от вековой обиды, — с намеком сказал муж, приподняв бровь.
— А вот я против! — резко ответила жена. — Да, у мамы непростой характер, но она моя мать. Она одна меня вырастила, старалась дать мне все лучшее. И, между прочим, именно она помогла нам деньгами, когда мы оформляли ипотеку.
— Мы давно вернули этот долг! — парировал муж. — Что, теперь мы ей обязаны до конца жизни?
— Не обязательно до конца, но придется немного потерпеть, — заключила Лена. — Просто не вступай с ней в пререкания и не задавай лишних вопросов. Как-нибудь справимся, Сережа.
— Интересно, как это возможно? — продолжал возмущаться мужчина. — У нас ипотека, нам нужно отремонтировать свою квартиру, обустроить детскую, а тут еще твоя мама свалилась нам на голову!
Лена погрузилась в раздумья. Галина Петровна, переехавшая к ним, не выразила желания участвовать в семейном бюджете, а наоборот, прозрачно намекнула, что тратиться не планирует.
— Ну, хоть поблаженствую в комфорте! Словно в санатории! — произнесла она, вроде бы играючи, но с абсолютно серьезным выражением лица, еще в день приезда, когда все собрались за столом. — Всю жизнь сама о себе заботилась, ни разу не довелось пожить на всем готовом!
На протяжении всей недели Галина Петровна активно вмешивалась в финансовые и бытовые дела молодой семьи, делая замечания по поводу питания, организации домашнего хозяйства, расходования средств и всего, что попадало в поле ее зрения.
— Не представляю, как вы это употребляете, — указывала она на сардельку. — Мой организм такого не выдержит. Завтра же отправляйтесь в магазин и приобретите качественное мясо!
— У нас ипотечные выплаты, — угрюмо напоминал зять.
— И что с того?! — удивлялась теща. — С таким образом жизни вам никогда не расплатиться с долгами, все деньги уйдут на лечение!
— Ужасно пахнет это моющее средство! — скривилась мама. — И где ты такое откопала?
— В обычном магазине, — ответила Лена, пожимая плечами. — Стоит дешево и пены много дает, зачем тратить больше?
— Купи то, которым я пользуюсь обычно. Пока я здесь, хочу, чтобы все оставалось по-моему!
— Осталась всего неделя, потерпи немного, — просила жена Сергея.
— Вчера она навела порядок на моем рабочем столе и переложила все бумаги, — злобно проговорил Сергей. — Зачем вообще трогала? Что ей там нужно было?
— Ты же знаешь, она не выносит, когда вещи не на своих местах, — успокаивала жена.
— Это мой дом, и я имею право на беспорядок! — ответил муж, сдерживая гнев.
Он не успел договорить, как на кухне появилась теща с новой претензией:
— Вам срочно необходима замена холодильника! — безапелляционно заявила теща. — Он не дает мне покоя по ночам!
— Холодильник у нас в порядке, он почти не использовался! — с досадой возразил Сергей, повысив тон.
Постоянные запросы тещи и так создавали ощутимую нагрузку на семейный бюджет, а приобретение новой бытовой техники стало бы настоящим разорением.
— Не понимаю, как вы терпите этот шум. Он издает такие звуки, словно здесь не кухня, а вокзал! Я не в состоянии так жить!
Елена быстро прикрыла рот мужа рукой и выразительно посмотрела на него, не давая вырваться наружу гневным словам.
— В данный момент мы не можем позволить себе новую модель, — мягко ответила дочь. — Этот холодильник вполне исправен. Если он тебе мешает, я могу купить тебе затычки для ушей в аптеке.
После небольшой паузы она добавила:
— В конце концов, твой визит не будет вечным, скоро ремонт закончится, и ты сможешь вернуться домой.
Мать опустила глаза и нахмурилась.
— Это еще под вопросом… Понимаете, у рабочих возникли какие-то проблемы, небольшая задержка, они мне вчера сообщили… Или вы хотите, чтобы я уехала? — с подозрением взглянула Галина Петровна на дочь и зятя.
Сергей, не говоря ни слова, демонстративно посмотрел вверх, а Лена торопливо сказала:
— Мам, да что ты! Мы просто хотели узнать, как долго ты планируешь у нас погостить, чтобы правильно распределить наши финансы.
Следующие выходные принесли молодой паре еще одно неожиданное событие. Рано утром тишину дома нарушил настойчивый звонок в дверь, который беспрерывно дергала Тамара Петровна, младшая сестра Галины Петровны.
— Вставайте, сони! — громко заявила родственница, стоя на лестничной клетке и немилосердно нажимая на кнопку звонка. — Хватит спать до полудня!
— Тетя Тамара, что случилось? — спросила племянница, сонно моргая глазами, глядя на гостью.
— Я приехала навестить Галю! Разве она не у вас проживает?
Родственница вошла в прихожую, втаскивая за собой большую сумку на колесах. При виде этого зрелища Сергей, протиравший невыспавшееся лицо, заметно поменялся в лице.
— Неужели и у вас перестройка? — проронил он, едва шевеля губами.
Сельская родственница жены, подобно её матери, тоже не славилась кротким нравом. Привыкшая вставать с зарёй и не боящаяся тяжёлой работы, Тамара Петровна была женщиной доброй, но взыскательной и обладала зычным голосом.
— Да что с тобой, Серёжа?! — расхохоталась гостья. — Какая перестройка?! В огороде сезон в самом разгаре, ягоды валом валят!
В этот миг из комнаты для гостей появилась Галина Петровна.
— Ах, сестрица! — обрадовалась гостья. — А я сначала к тебе в квартиру заглянула, только потом сообразила, что ты у Лены решила пожить! Знай я сразу, ни за что бы не поехала, уж больно долго сюда добираться, пришлось на трёх автобусах трястись!
Гостья, не умолкая, ввезла в кухню свою сумку и принялась доставать гостинцы. Громкий голос тётки разносился по всей квартире, и Сергей не сомневался, что её речь слышат все соседи, даже те, кто живёт в других подъездах.
— Значит, деревенские угощения теперь только в следующем году попробуешь, когда уже сам переедешь! — подытожила Тамара Петровна и, тяжело дыша, опустилась на табуретку.
Наступила тишина.
— Как это – в следующем году?! — успел вставить в возникшую паузу хозяин квартиры.
От внезапного потрясения голос Сергея сорвался.
— Так ведь Галина твою квартиру на год сдала! — прогремела гостья. — Наверное, на длительный срок сдавать выгоднее! Можно сразу получить деньги за несколько месяцев вперед!
— Какие деньги? — удивленно спросила Лена, широко раскрыв глаза.
Она, как и Сергей, ничего не понимала. Приезд деревенской тетки рано утром в выходной и так сбил молодых людей с толку, а тут еще такие неожиданные новости.
— Да уж… — протянула Галина Петровна и нахмурилась. — Совсем у тебя память плохая, Тома…
— Ну, говорю же, вылетело из головы! — хлопнула себя по бедрам гостья. — Вот склероз! Сама же тебе эту мысль подала, сама и забыла!
Тетушка вновь залилась счастливым смехом.
– Ну, рассказывай, как тебе тут обосновалось?! Дети, небось, нарадоваться не могут?! А я ведь твердила: перебирайся, не робей, они только рады будут, что мать у них годик-другой погостит!
Ошеломленная Лена беспомощно переводила взгляд с лица на лицо. Галина Петровна отвела глаза в сторону, а тетя Тамара сияла от восторга, словно не замечала ничего странного. Бедный Сергей, наверное, потерял бы сознание, если бы не прислонился к стене для опоры.
Лена, безусловно, испытывала теплые чувства к родственнице и была искренне благодарна матери за многое, но не могла больше подвергать мужа таким испытаниям.
– Мам, что имеет в виду тетя Тамара? Что все это значит?
– А то и значит, – проворчала мать. – Что я хочу на курорт к морю съездить! Хоть раз почувствовать себя человеком и отдохнуть по-настоящему! Денег у меня свободных нет, а сбережения трогать жалко, вдруг понадобятся на что-то важное? Вот мы с Томой и решили, что я пожив у вас, а свою квартиру пока сдам.
Заметив неладное, гостья замолкла, и Сергей тоже прекратил говорить.
– Этой суммы как раз хватит на приобретение тура следующим летом, – не унималась Галина Петровна. – А что такого? Разве я не имею права на отдых? Или вы намерены выставить меня на улицу? Заставите вернуть деньги жильцам и расторгнуть договор аренды?
В голосе женщины звучали обида и досада.
Лена и Сергей обменялись взглядами и синхронно кивнули. Неожиданно открывшаяся истина ошеломила молодых людей, но они решили не устраивать сцен.
Поразмыслив, они оформили кредит, чтобы приобрести Галине Петровне долгожданную путевку в санаторий, тем более что лето еще было в полном разгаре. Женщина вернула деньги арендаторам и, вернувшись с отдыха, сразу же переехала в свою квартиру, пообещав больше не устраивать подобных сюрпризов.