Найти в Дзене

Окрестности Москвы, часть 11: Горьковское направление

Оглавление

Сегодня речь пойдёт о направлении, на котором, строго говоря, мало что интересного. Потому что интересным является само направление — оно воспето нашей литературой, включая одного из наших главных классиков. Это Горьковское направление (оно же — Нижегородское).

Что за направление?

РЭКСы есть на этом ходу, проходя его до самого Владимира!
РЭКСы есть на этом ходу, проходя его до самого Владимира!

Это направление является 2-ым по старшинству после направления Петербург — Москва. Открыто уже в 1861 году, через где-то 4 месяца с отмены крепостного права. Это начальный участок ещё одного хода Транссиба, он от главного хода отличается отрезком от Москвы до Котельнича — он идёт не через Ярославль и Костромскую область, а через Владимир, Нижний Новгород и Семёнов. Причём отрезок от Нижнего до Котельнича через Семёнов был открыт только в 1916 г., это тот самый недостающий участок от Нижнего до Перми, которого не было в момент стройки собственно Транссиба (и одна из причин, по которой исторический ход Транссибирской магистрали идёт через Уфу, Челябинск, Курган и далее). В 1885 г. открыто ответвление от станции, ныне известной как Фрязево, в Захарово через Богородск (ныне — Ногинск), в 1911 г. — от Реутова в Балашиху, в 1925 г. — от Павловского Посада до Электропередачи (ныне Электрогорск). Не многовато ли вилок, товарищи?…

По электрификации: участок от Москвы до Обираловки (ныне Железнодорожная) был электрифицирован в 1933 г., годом позже было электрифицировано ответвление в Балашиху, в 1957 г. оба переведены с 1,5 кВ на 3 (естественно, на войну всё снималось) и тогда же она была продлена до Ногинска (по главному ходу, соответственно, до Фрязева). Годом позже электрифицирована была линия до Петушков, и, наконец, в 1959 г. дошли до Владимира. В 1961 г. была электрифицирована линия от Горького (так в 1935-1990 гг. назывался Нижний Новгород, тут писатель вырос, потому и направление Горьковское) до Владимира, но на переменном токе 25 кВ, Владимир — станция стыкования.

В 1972 г. станция Фрязево стала одним из ключевых на направлении, так как сюда стала выходить хорда, соединившая Горьковское направление с Ярославским. Это позволило перекинуть часть поездов с Курского вокзала на Ярославский, на другой стартовый участок. А то отрезок через Купавну уже не справляется со своей задачей… Знали бы тогда, что от Москвы до Мытищ будет проложено по итогу аж 5 (!) путей и идут разговоры о 6-ом?…

Обычный пригородный поезд из Москвы не может следовать далее Владимира, потому что весь Мосузел электрифицирован постоянным током, а двухсистемных электричек (есть "Ласточки" и "Финисты", работающие и от одного рода тока, и от другого, и то без остановок на станции стыкования не обойтись, просто стоять придётся меньше) у МЖД и ЦППК нет. К слову, сколь-либо интересен только Владимир, он не случайно входит в канон Золотого кольца. Но Владимир будет удостоен отдельного упоминания — это в другой весовой категории. Ещё Павловский Посад является таким мощным историческим центром текстильной промышленности. Но далее интересные места на самом направлении закончились.

Горьковское направление в литературе

Тем не менее, это, по моим ощущениям, самое воспетое в нашей русской литературе направление на Мосузле. Так как Россия исторически является страной именно литературоцентричной, то этот фактор делает Горьковское направление привлекательным… просто потому, что это железнодорожные маршруты героев наших разных историй!

Я даже не знаю, что из 2 ключевых историй, связанных с этим ходом, популярнее, поэтому в порядке их выхода.

  • "Анна Каренина" Толстого: главная героиня уезжает из Москвы в Обираловку — сейчас это станция Железнодорожная. Там же, в Обираловке, и бросается под поезд. Но сегодня вы её маршрут повторить не сможете, потому что в 1895 г. был открыт новый, Курско-Нижегородский вокзал, куда перевели пассажирские поезда. Анна Каренина ведь отправлялась со старого Нижегородского вокзала, ставшего впоследствии товарным, а впоследствии и вовсе снесённого.
  • Ну и, конечно, же "Москва — Петушки" Ерофеева, главный ход вынесен в заглавие. Это действительно главный ход, после передела границ железных дорог в 1959 г. граница свежесозданной Московской и Горьковской железной дороги прошла именно по Петушкам. Вопрос следования поездов до Владимира урегулирован — всё же у Горьковской дороги нет своих ни двухсистемников, ни даже поездов на постоянном токе (почти все её участки идут под переменным током). Этот маршрут вы сможете повторить — все его участки открыты и по сей день, даже Курский вокзал на месте.

Как работают здесь поезда?

Большинство дальних поездов из Москвы в сторону Владимира отправляются не с Курского вокзала, а с Ярославского, используя хорду. Это если Москва для поезда является конечной. Верно и для подавляющего большинства транссибовских поездов, потому что маршрут через Владимир, Нижний Новгород и Семёнов короче, чем через Александров, Ярославль и Галич. Да, последний считается главным, его километраж является приоритетным, поезд "Россия" следует именно по нему, правда, через не Данилов, а Кострому и Судиславль (отрезок от Костромы до Галича без электрификации). Но Нижегородский ход и быстрее, и охватывает больше крупных населённых пунктов, включая 1 бонусный миллионник в лице Нижнего Новгорода, и при этом Киров и Пермь тоже остаются в обойме, в отличие от маршрута через Казань. Некоторые поезда идут с Восточного вокзала, включая почти весь транзит (он, правда, может идти и через Курский). И лишь пригородные поезда идут с Курского вокзала в любом случае, и то часть из них урезают до станции Нижегородская, в прошлом — Карачарово. С другой стороны, часть из них стала отправляться со станции Москва-Каланчёвская, она же Площадь трёх вокзалов…

Экспрессы, естественно, до Владимира, дальше не получится — ток никто не отменял. Есть, однако, и экспрессы на ответвления. Также такие поезда могут следовать до Крутого (это остановка в границах станции Орехово-Зуево), но остановка у них будет только в том случае, если это их конечная.

Всегда думал рано или поздно воспользоваться "Ласточками" до Нижнего, скататься туда-обратно одним днём, но, увы, пока ничего из этого не вышло. Это уже двухсистемные поезда, у них после Москвы обязательная остановка лишь во Владимире (причину объяснил выше), некоторые также останавливаются в Орехово-Зуеве, Павловском Посаде и Железнодорожном. Остальное дальнее сообщение, увы, проезжает всё со свистом!

Помните ведь, да, что сюда завели МЦД? Весь каноничный главный ход на отрезке от Курского вокзала до Железнодорожного сюда вошёл.

Пересадки на метро до вокзала

Фактически роль таких пересадок сводится здесь к следующим ролям: "скостить" часть дороги, описанной нашими литераторами, и попытаться за счёт этого что-то сэкономить. И то в "каренинском" случае от этого мало толку — Нижегородский вокзал давно снесён, на МЦД стоимость проезда до старой Обираловки одинакова что от Курского вокзала, что от Реутова.

А пересадок на метро тут куда больше, чем на Курском вокзале! Серп и Молот — на "Площадь Ильича" и "Римскую". Нижегородская-Карачарово — на станции метро и МЦК, собственно, "Нижегородская". Новогиреево — несколько удлинённая пешая на одноимённую станцию метро. Реутово — тоже несколько долгая на "Новокосино". Есть даже пересадка на общий участок Казанского и Рязанского направлений — с Чухлинки на платформу Перово этих направлений.

На этом пока всё, а следующая статья тоже будет немного развлекательной и будет связана с Горьковским ходом!