Фолковые и акустические номера были и на первых двух альбомах LED ZEPPELIN. Но в полную силу «национально-народное» лицо группа явила именно на третьем. Правда, фолк у группы выходил тоже «неправильный» — с явным «цеппелиновским» привкусом.
«Gallows Pole» (1970)
Яркий пример этого — обработка старинной песенки «Gallows Pole» («Виселица»).
Началось всё с того, что Пейджу попало в руки банджо Джона Пола Джонса. Он побрынькал, ему понравилось, и компания стала думать-гадать, где бы этот инструмент задействовать. Тут-то и вспомнили о симпатичной песне, услышанной ими на пластинке Фрэда Гэллаха.
Кстати, более ранние версии песни имели другое название — «The Maid Freed from the Gallows» («Девушка, освобождённая от виселицы»), и пелись как бы от лица этой девушки. За что бедолагу вешают, неясно, но в течении всей песни она просит то отца, то брата дать палачу взятку, чтобы избежать казни.
У LZ герой песни — парень, который в итоге просит сестру расплатиться с палачом, так сказать, натурой. Но если в ранних версиях песни удовлетворенный палач освобождает приговорённого, то у ЦЕППЕЛИНОВ всё равно его вешает (сволочь!).
Песня начинается вполне традиционно (к банджо Пейджа подключается также мандолина Джона Пол Джонса), но вскоре привычный темп начинает ускорятся, вокал Планта становится всё неистовей и в конце песня превращается в настоящий гам-тарарам.
Так специфический и временами занудный фолк в руках ЦЕППЕЛИНОВ расцветает новыми красками, превращается в настоящий энергетический сгусток.
Пейдж называл «Gallows Pole» своей любимой песней на альбоме и переиграл её вместе с Плантом на акустическом альбоме 1994 года «No Quarter».
«The Battle of Evermore» (1971)
Прежде, чем перейти к истории самого известного хита LZ, где сольются тяжесть рока и нежность фолка, я хотел бы обратить ваше внимание на ещё одну фолковую композицию под названием «The Battle of Evermore» («Вечная Битва»).
Как это обычно бывает, источников вдохновения у песни было несколько. Первым — музыкальным — была та самая мандолина Джона Пол Джонса, которую Пейдж впервые решил опробовать.
Поначалу из этих экспериментальных наигрышей планировалось сделать инструментал, но тут подключился Плант, как раз читавший книгу о войнах в Шотландии. Какой-то исторической конкретики текст не содержал и вполне мог восприниматься, как битва добра со злом. Кроме того Плант — большой фанат «Властелина Колец» — не удержался и ввернул в текст строчку про злобных назгулов («The ring wraiths ride in black» — «Духи кольца скачут в чёрном»). Это не первая отсылка к фантастической эпопее Толкина — в песне 1969 г. «Ramble On» уже упоминался противный Голлум (почему-то, правда, похитивший девушку).
Кстати, о девушке. Во время записи «The Battle of Evermore» Планту подумалось, что неплохо бы оттенить свой голос женским. За помощью он обратился к вокалистке фолк-рок-группы FAIRPORT CONVENTION — Сэнди Дэнни.
Хотя девушка и была знакома с Плантом, поначалу она не поверила своим ушам — LED ZEPPELIN редко кого приглашали со стороны. По сути, Сэнди Дэнни и стала единственным голосом со стороны за всю историю группы.
Р. Плант:
«На самом деле это скорее небольшая пьеса, чем песня. …Так что, когда мы с Джимми Пэйджем начали работу над The Battle of Evermore, и стало ясно, что тут нужен вокальный дуэт — когда один голос словно бы откликается на воинственный призыв другого, — выбор был очевиден.
И когда она на мою первую фразу — «A queen of Light took her bow…» ответила своим: «Oh, dance in the dark of night…» — мы с Джимми (а он находился в кабинке) переглянулись через стекло, обменялись кивками… Это неизъяснимое счастье: когда ты выразил мысль, а другой — не просто мысль эту понял, но и поднял её на новую высоту!»
Так как на конверте альбома 1971 г. у всех участников LZ были свои символы, заслуги Сэнди Дэнни также были отмечены специальной руной Godhead (высшее божество) из трёх пирамидок.
К сожалению, из-за того, что пение Планта было не «готичным», а достаточно высоким (певица вспоминала, что Плант пел так громко, что она чуть не охрипла, пытаясь с ним сравняться), дуэт всё-таки звучал не сильно контрастно. Многие слушатели (и я в том числе) даже считали, что на трэке поёт только Роберт…
А вот, как «The Battle of Evermore» звучала на концертах без Сэнди Дэнни.
***
Ссылки на мои другие статьи вы можете найти ниже.
Автор: Сергей Курий