Найти в Дзене
Сергей Курий

«Виселица» и «Вечная Битва» - неистовый фолк от LED ZEPPELIN

Оглавление

Фолковые и акустические номера были и на первых двух альбомах LED ZEPPELIN. Но в полную силу «национально-народное» лицо группа явила именно на третьем. Правда, фолк у группы выходил тоже «неправильный» — с явным «цеппелиновским» привкусом.

-2

«Gallows Pole» (1970)

Яркий пример этого — обработка старинной песенки «Gallows Pole» («Виселица»).
Началось всё с того, что Пейджу попало в руки банджо Джона Пола Джонса. Он побрынькал, ему понравилось, и компания стала думать-гадать, где бы этот инструмент задействовать. Тут-то и вспомнили о симпатичной песне, услышанной ими на пластинке Фрэда Гэллаха.

Кстати, более ранние версии песни имели другое название — «The Maid Freed from the Gallows» («Девушка, освобождённая от виселицы»), и пелись как бы от лица этой девушки. За что бедолагу вешают, неясно, но в течении всей песни она просит то отца, то брата дать палачу взятку, чтобы избежать казни.

У LZ герой песни — парень, который в итоге просит сестру расплатиться с палачом, так сказать, натурой. Но если в ранних версиях песни удовлетворенный палач освобождает приговорённого, то у ЦЕППЕЛИНОВ всё равно его вешает (сволочь!).

-3

Песня начинается вполне традиционно (к банджо Пейджа подключается также мандолина Джона Пол Джонса), но вскоре привычный темп начинает ускорятся, вокал Планта становится всё неистовей и в конце песня превращается в настоящий гам-тарарам.

-4

Так специфический и временами занудный фолк в руках ЦЕППЕЛИНОВ расцветает новыми красками, превращается в настоящий энергетический сгусток.

Пейдж называл «Gallows Pole» своей любимой песней на альбоме и переиграл её вместе с Плантом на акустическом альбоме 1994 года «No Quarter».

«The Battle of Evermore» (1971)

Прежде, чем перейти к истории самого известного хита LZ, где сольются тяжесть рока и нежность фолка, я хотел бы обратить ваше внимание на ещё одну фолковую композицию под названием «The Battle of Evermore» («Вечная Битва»).

Как это обычно бывает, источников вдохновения у песни было несколько. Первым — музыкальным — была та самая мандолина Джона Пол Джонса, которую Пейдж впервые решил опробовать.

Джон Пол Джонс.
Джон Пол Джонс.

Поначалу из этих экспериментальных наигрышей планировалось сделать инструментал, но тут подключился Плант, как раз читавший книгу о войнах в Шотландии. Какой-то исторической конкретики текст не содержал и вполне мог восприниматься, как битва добра со злом. Кроме того Плант — большой фанат «Властелина Колец» — не удержался и ввернул в текст строчку про злобных назгулов («The ring wraiths ride in black»«Духи кольца скачут в чёрном»). Это не первая отсылка к фантастической эпопее Толкина — в песне 1969 г. «Ramble On» уже упоминался противный Голлум (почему-то, правда, похитивший девушку).

Назгулы.
Назгулы.

Кстати, о девушке. Во время записи «The Battle of Evermore» Планту подумалось, что неплохо бы оттенить свой голос женским. За помощью он обратился к вокалистке фолк-рок-группы FAIRPORT CONVENTION — Сэнди Дэнни.

-7

Хотя девушка и была знакома с Плантом, поначалу она не поверила своим ушам — LED ZEPPELIN редко кого приглашали со стороны. По сути, Сэнди Дэнни и стала единственным голосом со стороны за всю историю группы.

Р. Плант:
«На самом деле это скорее небольшая пьеса, чем песня. …Так что, когда мы с Джимми Пэйджем начали работу над The Battle of Evermore, и стало ясно, что тут нужен вокальный дуэт — когда один голос словно бы откликается на воинственный призыв другого, — выбор был очевиден.
И когда она на мою первую фразу — «A queen of Light took her bow…» ответила своим: «Oh, dance in the dark of night…» — мы с Джимми (а он находился в кабинке) переглянулись через стекло, обменялись кивками… Это неизъяснимое счастье: когда ты выразил мысль, а другой — не просто мысль эту понял, но и поднял её на новую высоту!»
Сэнди Дэнни c LED ZEPPELIN.
Сэнди Дэнни c LED ZEPPELIN.

Так как на конверте альбома 1971 г. у всех участников LZ были свои символы, заслуги Сэнди Дэнни также были отмечены специальной руной Godhead (высшее божество) из трёх пирамидок.

-9

К сожалению, из-за того, что пение Планта было не «готичным», а достаточно высоким (певица вспоминала, что Плант пел так громко, что она чуть не охрипла, пытаясь с ним сравняться), дуэт всё-таки звучал не сильно контрастно. Многие слушатели (и я в том числе) даже считали, что на трэке поёт только Роберт…

А вот, как «The Battle of Evermore» звучала на концертах без Сэнди Дэнни.

***
Ссылки на мои другие статьи вы можете найти ниже.

Автор: Сергей Курий

См. также: