Найти в Дзене
ABW

В Минске нашли мотоцикл, подаренный Машеровым

Оглавление

Смотрю на этот минский мотоцикл – и не понимаю, почему братья Гапановичи выкатили именно его среди всех экспонатов своей коллекции. «Ты что, – говорят они, – это же подарок от Машерова!»

Поверить на слово

Конечно, есть вероятность, что это просто складная легенда, но звучит она правдоподобно. Вот как было дело:

«Это мотоцикл фронтового друга Петра Мироновича Машерова, – объясняет Олег Гапанович. – Друг был вроде бы председателем колхоза под Несвижем, занимались там семеноводческой темой. На каком-то республиканском соревновании этот колхоз под его предводительством победил, и Машеров прилетел на вертолете, чтобы вручить новую модель из первой партии.

-2

С внуком того человека я познакомился больше семи лет назад. Тогда он не готов был продать этот мотоцикл. Периодически созванивались, разговаривали – в итоге он согласился».

Подкалываем братьев: неужели они просто поверили на слово и никак не убедились, что это действительно подарок от главы ЦКБ? Виталий виновато улыбается, мол, он с братом видел старое фото этого мотоцикла и в принципе привык верить людям на слово. А потом Виталик начинает большой монолог:

«Понимаешь, нам, любителям ретроавтомобилей, ретромотоциклов и ретровелосипедов интересна не столько вещь, сколько ее история. Ведь что удивительно: в нашей стране есть производитель минских мотоциклов. «Минскачи», «Минчики», «Макаки» – как их в народе не называли, но это наши родные мотоциклы. Однако по последним фестивалям и по нашим друзьям мы видим, что в стране явная нехватка старых мотоциклов ММВЗ. Много всяких JAWA, есть «Иж», «Днепры», «Уралы», а вот живых «минскачей» почти не осталось.

-3

Почему? Потому что это очень массовый и простой мотоцикл – настолько, что его могли себе позволить многие граждане. «Минчики» покупали на село, гоняли по деревням, «убивали», топили в речке – чего только с ними не вытворяли… Они заводились, ездили, пока полностью не «ложились». Поэтому живые мотоциклы, к сожалению, сложно найти. Это большая редкость».

Вспомнить все трещинки

Рассматриваем этот красный «минчик», и Виталий вспоминает еще одну легенду про мотоцикл. Мол, модель 3.115, которая начала выпускаться со второй половины 1970-х, была одной из самых массовых в истории ММВЗ. «Ходила такая байка, что новый экземпляр выпускали каждую минуту – настолько высоким был спрос на модель», – вспоминает Виталий.

Байки, истории и легенды – это то, что любят братья Гапановичи. Начнешь восстанавливать, красить мотоцикл, убирать его боевые раны – и как будто стираешь историю.

«Ты только посмотри на эти ГДРовские наклейки – они же отлично передают дух того времени! – восхищается Виталий. – А еще обрати внимание, сколько тогда было хромированных элементов. Это сейчас модным стало делать все матовым, а в те времена было так: чем больше хрома, тем модель кажется более эффектной и дорогой.

-5

Скажу больше: в предшественниках – например, в модели 106 – были версии, где обода могли быть либо крашены, либо хромированы. Разница в цене достигала 10 рублей, и по тем временам это немалые деньги».

Этот экземпляр – модель 3.115 1976 года выпуска из первой партии. Буквально выживший, хотя для большинства это просто обычный «минчик», один из многих, и отличительные черты именно этой модели могут найти лишь знатоки.

«Дело в том, что это классик – мотоцикл, который создан еще в 1940–1950-е. Его облик мог меняться, но спицованные колеса, обода, багажник были всегда. Например, с модели 3.115 внедрили поворотники.

-6

Здесь все тот же мотор на 125 «кубиков» с четырехступенчатой коробкой передач, но мощность выросла до 11 лошадиных сил. Вспомни М1М: у него было пять «лошадок», а спустя 20 лет уже стало в два раза больше. Ты мог их почувствовать, можно было разогнаться и до 90 км/ч.

Сиденье сдвоенное, так называемый «батон» – это классика. Подобные элементы, как выштамповка сзади, подчеркивают, что это именно минский мотоцикл. Вот на сиденье всегда была выштамповка «Минск». Вот это сиденье всегда комплектовалось таким хромированным молдингом».

С шинами на этот мотоцикл отдельная история. Конкретно этот экземпляр обут в родную резину НЛ-1А, которая… не пошла в серию. Обуты в нее были только мотоциклы первой партии, т.е. приблизительно 100–200 экземпляров. Почему так мало?

«Она неудобная, не держит – после дождя можно просто поскользнуться в повороте. Смотри, протектор у нее такой, будто он проектировался под грунтовые дороги и легкое бездорожье. Но фактически шина крайне дубовая, протектор сделан так, что водителя с мотоциклом просто носит по дороге. Если ошибся и выбрал неправильную траекторию в повороте, есть большой шанс, что в нем и ляжешь. Поэтому от этой резины очень быстро отказались.

Честно, до этого минского мотоцикла мы нигде не видели вот такую резину. Все знакомые, кто видел наш «машеровский» мотоцикл, тоже удивляются, мол, не встречали эти шины! Косвенно это подтверждает тот факт, что мотоцикл не просто первого года выпуска, а первой серии».

Сохранить то, что есть

«Слушай, в планах на него реставрации пока нет, – честно признается Виталий. – Но мы как минимум сохраним мотоцикл в состоянии на ходу. Нам очень нравятся эти наклейки, которые придают ему «ламповость». Патина, потертости – это тоже некий шарм. Мотоцикл в естественном состоянии, он передает больше эмоций.

-10

Покрашенный мотоцикл выглядит суперкрасивым. Бывает такая реставрация, что даже на заводе производители никогда бы так не заморочились. Но отреставрированный мотоцикл уже не будет таким, вмятинки и царапинки не расскажут историю. Да, он будет как в музее, возможно, даже станет цениться дороже. Но нам нравятся мотоциклы и техника в хорошем «сохране» – и мы привержены такое состояние оставлять».

]]>