Представьте место, где время будто остановилось. Дикая природа, открывающаяся только тем, кто готов преодолеть трудности, и каждый поворот дороги дарит виды, от которых захватывает дух. Это тайга Горного Алтая – невероятный уголок Земли, куда я с друзьями забрался прошлым летом. Расскажу не просто о поездке, а о встрече с настоящей природой и о том, как мы преодолевали себя.
Прыгай ко мне в телеграмм канал, там я буду публиковать видео из путешествий.
Дорога из Новосибирска на Алтай
Мы собрались буквально за неделю до старта. Июнь – лучшее время для Алтая: природа уже проснулась, но сильная жара еще не наступила. Согласовали проводников, быстро покидали в рюкзаки самое нужное, зарядились энергией и рванули из Новосибирска навстречу неизвестности, даже не подозревая, насколько крутым будет это путешествие.
Первая остановка - маленькая турбаза около деревушки Куюс на берегу Катуни. Доехали рано утром и решили передохнуть перед основной частью путешествия. Поспали пару часов, а потом окунулись в ледяную Катунь - бодрит так, что мурашки по коже! Я нырнул и буквально рычал от холода.
Этот отдых был нам нужен - дальше предстояло настоящее испытание алтайской тайгой.
Встреча и знакомство с проводниками
В обед подъехали местные проводники - мужики, которые знают эти места как свои пять пальцев, без них наша экспедиция могла бы накрыться медным тазом, не начавшись. Один приехал на УАЗ-469 - в народе просто "Козёл", второй - на УАЗ "Буханке" ("Таблеткой"). Эти неубиваемые колымаги - самый подходящий транспорт для тех направлений, куда нам предстояло забраться.
"Ну что, городские, готовы посмотреть настоящий Алтай?" - усмехнулся старший проводник Василий, крепкий алтаец лет пятидесяти с обветренным лицом и руками.
"Конечно, для этого и приехали!" - бодро ответил я, еще не представляя, что нас ждет.
"Посмотрим, что скажите уже сегодня вечером", — хмыкнул он, подмигнув второму проводнику.
Дорого в неизведанную тайгу
Перегрузив наше снаряжение в автомобили, мы отправились в путь по проселочной дороге, петляющей вдоль Катуни. Наша первая цель – водопад Бельтертуюк, от которого начинался крутой подъем в настоящую алтайскую тайгу.
Дорога, если ее можно так назвать, представляла собой узкую колею, местами размытую дождями и усеянную камнями. От первых свершений наших машин захватывало дух. УАЗики преодолевали участки бездорожья на раз-два, покоряя наши сердца.
Уже в первые часы путешествия нас окружали фантастические пейзажи. Отвесные скалы, словно древние стражи, возвышались над ущельем, их вершины терялись в облаках. Могучие кедры и лиственницы, пережившие не одно столетие, величественно шумели кронами, приветствуя редких гостей. Горные ручьи, наполненные кристально чистой водой, пересекали наш путь, создавая природные препятствия.
Особым участником нашей экспедиции стал пес Туман – сибирская лайка, принадлежавшая одному из проводников. Это удивительное создание бежало рядом с нашими автомобилями, иногда скрываясь в зарослях и появляясь через некоторое время. Туман стал нашим верным спутником и своеобразным талисманом экспедиции.
Первые трудности на бездорожье
Первое серьезное препятствие не заставило себя долго ждать. На одном из крутых подъемов "Буханка" попала в глубокую промоину в земле и села на "брюхо". Мы выскочили из машин и попытались вытолкать застрявший автомобиль, но безрезультатно - колеса крутились вхолостую, не находя сцепления.
"Толкай сильнее, Давай, давай, давай!" — командовал Василий, пока мы, кряхтя, упирались в борт "Буханки".
"Да я уже из последних сил толкаю!" — пропыхтел мой друг Кандрат.
В такие моменты особенно ценишь опыт местных проводников. Проводники быстро сообразили: начали таскать большие камни и подкладывать под колеса, создавая поверхность для зацепа. После нескольких попыток, кучи грязи на наших штанах и общих усилий мы всё-таки вытащили "Буханку" из ямы. Это была наша первая победа над суровой природой Алтая, но точно не последняя.
Подъем становился все круче, и мы решили часть пути пройти пешком, чтобы облегчить задачу нашим "железным коням". Пешая прогулка позволила нам ближе познакомиться с местной природой.
Когда техника сдается, а люди - нет
Чем выше мы поднимались, тем сложнее становилась дорога. Грунтовая колея постепенно сменилась настоящим каменным хаосом - огромные валуны, оставленные здесь древними ледниками, превратили наш путь в полосу препятствий. Машины буквально прыгали с камня на камень, а мы внутри подлетали, стукаясь головами о потолок и стойки.
В один момент я заметил, что у "Буханки" позади нас распахнулись задние двери, и мы орали по рации, чтобы их закрыли.
"Буханке" приходилось особенно тяжело. Следует отметить, что у нее был не родной двигатель, а двигатель от "Газели", её длинная база и тяжелый вес создавали кучу проблем на каменистых участках. Мотор начал перегреваться, и нам приходилось часто тормозить, чтобы дать ему остыть.
Во время одной из таких вынужденных остановок нашли небольшой горный родник. Вода в нем была такой холодной, что зубы сводило, но при этом неимоверно вкусной и чистой. Проводники рассказали, что такая вода лечебная из-за минералов, вымытых из горных пород. Мы набили все бутылки – такую воду в городе днем с огнем не сыщешь.
Отдохнув и напившись родниковой воды, двинулись дальше. Но "Буханка" окончательно сдалась на особо крутом подъеме. Двигатель наотрез отказался заводиться, несмотря на все шаманства наших проводников. После получаса бесполезных попыток пришлось принять тяжелое решение: привязать "Буханку" к ближайшему здоровенному кедру и бросить её до нашего возвращения. Таков закон тайги — когда железо сдается, люди должны подстраиваться.
Семеро в УАЗе - испытание на прочность
Все наши вещи пришлось перегрузить в единственный оставшийся автомобиль - УАЗ "Козёл". Семь человек плюс гора снаряги в одном маленьком внедорожнике - это был настоящий краш-тест не только для машины, но и для нашего терпения. Сидели буквально друг у друга на коленках, а сверху давили рюкзаки, палатки и прочие принадлежности. Но, как в той поговорке, в тесноте, да не в обиде - общие трудности реально сближают, и скоро мы уже ржали над своим положением, превратив неудобства в повод для шуток.
Надо отдать должное нашему УАЗу - внедорожник справлялся с самыми сложными участками пути. Его короткая база и верткость оказались именно тем, что нужно для этих горных дорог. Наш водитель, казалось, сросся с машиной в одно целое, безошибочно находя проезд между валунами и через глубокие ямы.
По мере подъёма картинка вокруг менялась - тайга становилась всё гуще, деревья - выше и мощнее. Иногда лес расступался, и перед нами открывались такие виды на горные хребты с вечными снегами, что дух захватывало даже в разгар июня. В такие моменты мы напрочь забывали о том, как неудобно сидим, и просто тонули в этой первозданной красоте.
Заключение
УАЗ остановился у живописного горного ручья - дальше ехать уже не было смысла. День клонился к вечеру, и мы решили разбить здесь лагерь. Быстро поставили палатки, перекусили походной едой (консервы, хлеб, колбаса и чай - простая, но самая вкусная еда на природе), и решили немного размяться - отправились изучать окрестности.
"Размяться" после долгого сидения в тесном УАЗе было жизненно необходимо. Мы углубились в лес по едва заметной тропинке. Не прошли и двухсот метров, как Василий резко остановился и присел у большой кучи на земле.
"А вот и следы хозяина тайги," - спокойно произнес он, указывая на свежие медвежьи экскременты. "Судя по всему, мишка прошел здесь часа два-три назад."
У меня внутри всё похолодело. Я, конечно, слышал, что в этих местах водятся медведи, но одно дело слышать, и совсем другое - видеть прямые доказательства того, что где-то совсем рядом бродит огромный зверь, который в любой момент может выйти нам навстречу...
Но эту историю, как и все остальные приключения нашей экспедиции, я сохраню для следующих публикаций. Впереди вас ждут захватывающие рассказы о древних легендах от наших проводников, о том, чем закончилась наша встреча с "хозяином тайги", о невероятных красотах высокогорья и о многом другом.
А пока поделитесь в комментариях: бывали ли вы в подобных экспедициях? Какие места дикой природы произвели на вас самое сильное впечатление?
До встречи в тайге Горного Алтая!
Спасибо за прочтение! Рекомендую подписаться на канал. Давайте путешествовать по России и миру вместе.
А еще больше информации в моём телеграмм канале.
Продолжение:
Другие материалы канала: