Найти в Дзене

Нейропсихологические игры с LEGO для детей с ЗПР и СДВГ: развиваем речь, внимание и контроль импульсов

Оглавление

Приветствую читатели моего канала! Я немного подзабросила тему кулинарии, в последнее время совсем нет желания готовить что-то новое, но это временно, будут и рецепты тоже.

Сейчас меня больше волнует подготовка сына к школе. Для тех, кто первый раз на моем канале - у моего сын ЗПР и СДВГ. В сентябре он идет в первый класс в обычную школу, прочитать можно по ссылке. 

Все статьи про сына и его диагнозы я сохраняю в эту подборку, кликайте.

Хочу расширить тему играми и нашими занятиями. Что зашло, что нет, какие трудности возникли и что с этим делали.

Нейропсихологические игры с Лего для детей

Стоит начать с того, что нейропсихологические игры - это гимнастика для мозга. У особенных детей часто проблемы с контролем импульсов, планированием и эмоциональной регуляцией, нейропсихологические игры помогают формировать новые нейронные связи, чтобы прокачивать слабые стороны.

Я даю примеры игр, вы же их уже адаптируете под возможности вашего ребенка. Игру можно усложнить/упростить/не меняя сути вместо лего использовать другие предметы.

Первая игра "построй как у меня"

Игра тренирует рабочую память (удержание инструкции), планирование (последовательность действий), речевой контроль.

Игра на первый взгляд простая, но мой сын поскрипел мозгами.

Я подготовила два одинаковых набора деталек лего, где-то по 8-10 деталек, больше брать не стоит

При выборе деталей опирайтесь на то, сможет ли ребенок описать эту деталь (высокая, плоская, кубик, красная, желтая). Если ребенок плохо описывает формы, возьмите одинаковые детали разных цветов.

Постройте башню из Lego за какой-нибудь ширмой/книгой. Ребенок должен повторить точно такую же башню руководствуясь вашей устной инструкцией (возьми красную детальку, затем поставь плоскую синюю и т.д.)

Сначала башню строила я, потом мы менялись с сыном ролями и инструкции уже давал он мне. 

Сын игру оценил и мы с удовольствием строили башни минут 20.

Для усложнения можно еще указывать как именно соединять детали (поставь с краю, поставь посередине), мы сначала пробовали так играть, но сыну было сложно, поэтому я упростила задание.

Адаптация: можно просто взять карточки с фигурами, разноцветные крышечки и делать башни из них.

Вторая игра "спасение принцессы"

Игра направлена на умение планировать, также озвучивание плана активирует речевой контроль действий.

Вам нужно построить поле с препятствиями (реку, горы, мост). К этому процессу подключите и ребенка.

В конце поставьте фигурку принцессы, можно заменить на сундук с сокровищами.

Пусть ребенок выберет себе героя, а вы выдадите ему инструменты для прохождения препятствий (лестница, плот, запчасти для летательного аппарата).

Дальше задача ребенка составить пошаговый план спасения: 1. Взять плот, 2. Переплыть реку, 3. Собрать летательный аппарат и т.д.

Важно! Прежде чем сделать шаг, ребенок должен озвучить его. Моему сыну было очень сложно, его персонаж не мог ждать и мчал покорять горы.

За такой игрой ребенок не будет подозревать, что вы с ним занимаетесь. Бонусом придумывание захватывающей истории прокачает фантазию.

Адаптация: игру можно перенести на бумагу или превратить целую комнату в увлекательный квест, где ваш ребенок главный герой. Мой сын от такой движухи слишком перевозбуждаться, поэтому лего для него идеальный вариант.

Третья игра "стоп-стройка"

Работаем над тормозным контролем, переключением внимания и регуляцией импульса.

Ребенок начинает строить башню/фигурку по простой инструкции.

В любой момент вы его останавливаете специальным сигналом (хлопок в ладоши, колокольчик) и поднимаете красную карточку "стоп". В этот момент ребенок должен замереть, убрав руки от лего.

Через 5 секунд вы понимаете зелёную карточку "стройка". Ребенок продолжает строительство.

Упростить игру можно предупреждая о сигнале "стоп" заранее - через 5 секунд прозвучит сигнал.

Усложнить можно давая небольшие задания, когда стройка на паузе. Например, попросить назвать 3 синих предмета в комнате.

Надеюсь эти игры понравятся вашим детям и вы с удовольствием проведете вместе время.

Какие упражнения и игры используете вы? Нужно ли делиться нашими занятиями?