В Медвежьегорске, на станции Медвежья Гора, я обнаружил ещё один паровоз серии Эр — на этот раз Эр-791-70.
На этот раз, паровоз носит статус музея и стоит на станции не один: с ним сцеплен специально оборудованный вагон с историческими экспонатами, рассказывающими о работе железнодорожных предприятий Медвежьегорска и стальной магистрали Карелии, а также исторический вагон-теплушка с винтовой сцепкой 1898 года постройки.
Теплушка начала работу на Мурманской железной дороге в 1915 году, затем несколько десятилетий использовалась на сибирской станции Зима, а в последние годы служила служебным помещением пожарного поезда на станции Беломорск.
Рядом находятся станционный семафор и паровозная гидроколонка.
Благодаря директору музея, бывшему машинисту-инструктору Виктору Федоровичу Гришину, экспозиция ежегодно пополняется.
У музея уже есть свои традиции. Одна из них — приезд свадебных кортежей. Молодожены с удовольствием фотографируются на фоне комплекса, а в вагоне-музее дважды звонят в станционный колокол, символически желая «Счастливого пути!» в новую жизнь.
А теперь кратко про сам паровоз. Если хотите прочитать подробнее, то вот ссылка на недавнюю статью про ещё один карельский паровоз Эр-738-47:
Модификация Эр стала самой массовой в серии Э — выпустили как минимум 3 266 локомотивов.
Серия возникла из опыта с паровозами Эм, которые получили облегчённую конструкцию, но при этом у них снизилась нагрузка на оси, ухудшив сцепление.
Инженер И. В. Пирин предложил удлинить топку, сохранив ширину, чтобы перераспределить вес и увеличить тягу.
Первый такой локомотив собрали в конце 1933 года, а в 1934-м он успешно прошёл испытания и получил индекс «Эр» — «реконструированный». Машины Эр оказались на 10–15 % мощнее и на 8 % экономичнее Эм.
С конца 1934 года заводы Брянск, Луганск и Ворошиловоград полностью перешли на выпуск Эр, построив около 300 машин до 1936 года.
Их эксплуатация показала явное превосходство над предшественниками и зарубежными аналогами.
После войны производство возобновили с некоторыми конструктивными изменениями — упрощённым котлом и новым тендером.
В 1943–1944 годах Коломенский завод выпустил 22 паровоза, позже подключились Румыния, Венгрия, Чехословакия и Польша. Всего изготовили 2 700 послевоенных Эр, половина из них на венгерском заводе MAVAG.
Эти локомотивы работали в СССР и на промышленных предприятиях до 1980-х, став последними советскими паровозами на магистралях.