Найти в Дзене
Литрес

Как русские эмигрантки меняли судьбы гениев: музы Сальвадора Дали, Анри Матисса, Луи Арагона и Фернана Леже

Оглавление

За спиной каждого великого мужчины часто стоит женщина, и нередко именно она направляет его, вдохновляет и даже диктует стиль. XX век подарил нам немало примеров, когда русские эмигрантки оказывались в центре европейской культуры и становились музами художников, писателей и поэтов. Их истории полны страсти, борьбы и силы. Среди них – загадочная Гала, тонкая и умная Эльза Триоле, энергичная и волевая Надя Леже и верная Лидия Делекторская. Как русские музы влияли на великих гениев, расскажем в нашей статье.

Гала: таинственная повелительница Сальвадора Дали

Елена Дьяконова, известная всему миру как Гала, родилась в Казани в 1894 году. В юности она отличалась мечтательностью, болезненной утонченностью и железной волей. Впервые замуж она вышла за поэта Поля Элюара, разделив с ним романтику послевоенного Парижа и богемных кругов. Но по-настоящему всемирную известность ей принес союз с Сальвадором Дали.

Гала стала его женой в 1934 году и на десятилетия – главной фигурой в его судьбе. Она была не только музой, но и талантливым менеджером. Именно Гала убедила Дали, что искусство – это не только вдохновение, но и рынок. Она организовывала выставки, вела переговоры с галереями, а перед войной настояла на поездке в США, где Дали превратился в настоящую медийную звезду.

-2

Многие современники отмечали, что без Галы эксцентричный Дали мог бы так и остаться в тени. Она формировала его образ, подталкивала к скандальным, но ярким поступкам, учила продавать свои работы за большие деньги. В то же время она была его страстью и одержимостью.

«Гала – моя королева, моя победа и мой ад», – признавался художник.

Дали подарил ей замок. Она имела такую власть над художником, что он должен был просить разрешения навестить её. Именно там, в тихом посёлке Пуболь, Елена Дьяконова провела последние годы своей жизни.

Лидия Делекторская: русская спасительница Анри Матисса

Лидия Делекторская родилась в Томске в 1910 году, а после революции оказалась во Франции. Юная эмигрантка работала моделью и случайно познакомилась с Анри Матиссом.

-3

С 1935 по 1939 год она стала его единственной музой. С этого же времени Лидия выполняла для него самую разную работу: позировала, вела переписку, переводила статьи, помогала в мастерской, иногда исполняя даже обязанности сиделки. Атмосфера в доме становилась всё напряжённее: Амели, жена художника, болезненно реагировала на присутствие Делекторской, устраивала сцены ревности и на протяжении нескольких месяцев требовала её ухода. В 1939 году ей удалось вынудить Матисса отказаться от услуг Лидии. Та пережила это как трагедию и в отчаянии попыталась застрелиться, выстрелив себе в грудь. Пуля попала в кость и застряла, оставив шрам на всю жизнь. Позднее она признавалась, что её отчаяние объяснялось не любовью к Матиссу, а страхом потерять работу: у женщины без гражданства не было будущего, и перспектива вновь оказаться в положении бездомной эмигрантки ужасала её.

-4

Февраль 1939 года стал переломным: супруги Матиссы подписали договор о расторжении брака, и начался мучительный раздел имущества. Художник тяжело переживал разрыв, и именно в этот момент вновь обратился к Лидии. Он пригласил её в Рошфор в июле 1939 года, на свои именины, и с тех пор она стала его ближайшей помощницей и фактически управляющей студии. После этого их союз только укрепился: вместе они переехали на юг Франции, а во время войны Делекторская жила рядом с ним в Ницце и Вансе. Несмотря на это, общество осуждало её и приписывало связь с художником, а семья Матисса открыто выражала неприязнь, считая её узурпатором. Даже родственники Лидии отвернулись от неё.

В годы оккупации именно на её плечи легла забота о доме: она добывала еду, дрова, обогревала жильё, а чтобы защититься от мародёров, брала уроки бокса. После освобождения Франции она помогала Матиссу вести дела с коллекционерами и издателями, фактически стала его секретарём и администратором. Она же в 1945 году предложила художнику передать в дар России несколько его рисунков – и добилась этого, проявив редкую дипломатичность.

-5

Матисс высоко ценил её преданность. В 1952 году он подарил ей одну из своих важнейших картин – «Натюрморт. Раковина на чёрном мраморе» – с трогательной надписью о двадцатилетии её верной службы. Он всегда заботился о том, чтобы Лидия имела материальную независимость, дарил ей свои работы на Новый год и день рождения, хотя в своём завещании не оставил ей ничего. Делекторская, в свою очередь, всю жизнь относилась к этим дарам бережно, считая их не только подарками, но и знаком признательности за её беспримерную преданность.

После смерти художника Лидия занималась сохранением архива и публикацией его переписки. Благодаря ей до нас дошли уникальные свидетельства внутреннего мира Матисса.

Эльза Триоле: русская жена Луи Арагона

Настоящее имя писательницы – Эльза Каган. Она родилась в Москве, в образованной еврейской семье, где царили любовь к культуре и книгам. Ее сестра, Лиля Брик, стала музой Маяковского, а сама Эльза – сначала женой французского офицера, а затем – писателя Луи Арагона.

-6

Их встреча в 1928 году определила всю дальнейшую жизнь обоих. Арагон был околдован этой сильной женщиной. Эльза обладала редким даром – подчинять мужчин своей воле. Она сумела отговорить его от увлечения сюрреализмом и повернула к политике и коммунистическим идеалам. Арагон вступил во французскую компартию и сотрудничал с советской прессой.

-7

Их брак длился более сорока лет, что для богемной среды было настоящей редкостью. Они не только жили вместе, но и писали, переводили, работали над общими проектами. Эльза Триоле подарила Франции великолепные переводы Чехова и Маяковского, а также стала первой женщиной, получившей престижную Гонкуровскую премию. В России Эльза Каган так и осталась в тени сестры, Лили Брик, которая и отбила у неё первого жениха-поэта.

Надя Леже: крестьянская дочь и жена великого художника

-8

Надежда Ходасевич родилась в Беларуси в 1904 году. Выросла в бедной семье, но обладала редким талантом к рисованию. С юных лет она мечтала о Париже – и, казалось, сама судьба вела ее туда. Через учебу в Смоленске, Варшаву и бесконечные мытарства она в итоге оказалась в столице мировой культуры.

В Париже Надя попала в круг художников-авангардистов и стала помощницей Фернана Леже, мастера кубизма. Она не только помогала ему создавать монументальные работы, но и сама писала картины, преподавала, участвовала в художественной жизни. В годы оккупации Надя осталась во Франции, печатала подпольные листовки и рисковала жизнью ради борьбы с нацизмом. После войны судьба свела ее с Фернаном Леже вновь. Его жена умерла, и он сделал предложение Наде. Их брак был союзом двух художников, объединенных любовью к искусству. После смерти мужа она продолжала его дело, сохраняла и популяризировала его наследие. Надя Леже прожила долгую жизнь, оставив после себя богатое художественное наследие.

-9

Объединяет всех этих женщин одно: они сумели стать не просто спутницами великих людей, а их соратницами и вдохновительницами. Гала сделала Дали мировым брендом. Эльза Триоле превратила Арагона из поэта-экспериментатора в классика французской литературы. Надя Леже доказала, что женщина-художник может работать наравне с мужчинами. А Лидия Делекторская подарила Матиссу силы в самые трудные годы.

Больше о жизни известных художников и об их музах читайте в нашей подборке:

Продолжайте чтение:

-10