Гении и чудачество – это две вещи неразделимые. Если углубиться в биографии выдающихся творцов мира, то в каждой можно найти нечто странное. К примеру, автор великого «Улисса» в юности не мог заставить себя помыться – так сильна была его гидрофобия. Из-за этого страха в колледже Джеймс Джойс страдал от педикулёза и постоянно чесался. А вот Виктор Гюго часто предпочитал работать в неглиже. Борясь с прокрастинацией, писатель запирал свою одежду под замок, чтобы лишить себя соблазна бросить рукопись и пойти гулять. Сальвадор Дали разгуливал по Парижу с муравьедом на поводке.
Основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг во время приготовления пищи разговаривал с посудой перед тем, как положить в неё продукты. Молодой Альберт Эйнштейн носил обувь на босу ногу из-за страха дырявых носков. Коко Шанель опрыскивала лестницу духами Chanel №5, чтобы создать у своих посетителей нужное впечатление. А какие причуды были у наших гениев? Николай Гоголь известен своей тафофобией, а вот Иван Крылов страсть как любил созерцать бушующее пламя пожаров. Баснописец, заслышав набат, отправлялся на место происшествие в любое время года и суток. О других изюминках русских творцов расскажем ниже.
Чехов: любовь к прозвищам
Антон Павлович настороженно относился к слишком серьёзным людям. «Если шуток не понимает, – говорил он, – пиши пропало». Сам он постоянно острил, разыгрывал родных и знакомых и придумывал себе и близким оригинальные прозвища. Одних только псевдонимов у писателя было больше 50. Зевуля, Шампанский, Крапива, Шиллер Шекспирович Гёте, Брат моего брата, Человек без селезёнки, Акакий Тарантулов, Врач без пациентов, Гайка №6, Индейкин и многие другие. Чехов имел привычку записывать услышанные им необычные ФИО, чтобы затем сотворить из них имя персонажу или очередной псевдоним.
Вторые имена Чехов давал не только себе, но и жене, питомцам и местам. Так, Ольгу Книппер писатель ласково называл эксплуататорша души моей, каракуля моя, балбесик, дуся моя насекомая, кашалотик мой милый, крокодил души моей и т.п. Своим таксам Чехов придумал отчества, и так они стали Бромом Исаичем и Хиной Марковной. Иногда он звал их не иначе как Рыжая корова и Царский вагон. Хозпостройки в подмосковном имении Мелихова Чехов назвал «наивным двором», а липовую аллею – «аллеей любви».
Архип Куинджи: беседы с птицами
В наше время Архип Куинджи мог бы стать не только знаменитым пейзажистом, но и чутким ветеринаром. Художник говорил, что с детства привык, что сильный должен помогать слабым. Он часто забирал домой раненных насекомых и птиц и там помогал им: заклеивал бабочкам травмированные крылья, делал перевязки воробьям и даже провёл трахеотомию больному голубю. Зная о привязанности Куинджи к птицам, иллюстратор Павел Щербов нарисовал карикатуру, изобразив коллегу в образе птичьего лекаря. По слухам, Архип Иванович не оценил эту шутку и обиделся на товарища.
При этом сам Куинджи называл себя «птичьим избранником» и утверждал, что птицы чувствуют его любовь и отвечают ему взаимностью. Художник любил выходить на крышу и разговаривать с голубями и галками. Он считал, что они понимают его лучше людей. И птицы действительно тянулись к нему, во многом благодаря щедрым угощениям: Куинджи каждый день покупал пернатым два французских багета, шесть кулей овса и даже мясо (для ворон).
Пётр Чайковский: болезненное отношение к себе
«Моя порочная натура», «я мерзкий», «я гадкий» – так о себе писал друзьям автор балета «Лебединое озеро». Чайковский был просто одержим самокритикой и рефлексией. Он постоянно обдумывал свои поступки, выискивал в себе недостатки и винил себя во всех ошибках и неудачах.
Кроме того, покоя композитору не давала страшная ипохондрия. Каждый день независимо от погоды Пётр Ильи гулял на улице по два часа. Ему казалось, пропусти он хотя бы один променад или сократи его хоть на минуту, то мгновенно заболеет. Из-за чрезмерной озабоченности собственным здоровьем Чайковский постоянно искал у себя симптомы тяжёлых болезней. Психиатр указывал ему на повышенную мнительность, уверяя, что физически он здоров. Но композитор не верил ему и постоянно менял врачей.
Лев Толстой: привычка к движению
Лев Николаевич тоже любил прогулки, он вообще не мыслил себя без движения. До самых преклонных лет писатель делал гимнастику, объезжал лошадей, рубил дрова, косил и пахал с крестьянами, катался на велосипеде. По свидетельствам, он становился раздражительны и угрюмым, если за день ни разу не вышел из дома. Регулярные пешие прогулки были его ритуалом.
«Для меня ежедневное движение телесной работы необходимо как воздух. При усидчивой умственной работе без движения и телесного труда сущее горе. Не походи, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звёзды какие-то и ночь проводится без сна».
Осень и зиму Толстой переживал тяжело из-за вынужденного затворничества. Чтобы разогнать кровь и сбросить напряжение, он придумал себе ежедневное занятие – рубить дрова. Он никому не позволял делать эту работу, каждое утро сам выходил во двор и брался за топор.
Михаил Врубель: финансовая безграмотность
«Не тратьте деньги в день зарплаты!» – многие наверняка слышали это правило от различных коучей или экспертов по финансовой грамотности. Оно предназначено для тех, кто спускает все деньги в первые дни зарплаты, а оставшийся месяц живут в режиме жёсткой экономии. Михаил Врубель был знаком с этой проблемой не понаслышке: художник не умел планировать свой бюджет и с лёгкостью спускал гонорар на импульсивные покупки или кутежи, а затем месяцами перебивался с хлеба на воду.
Врубель мог потратить значительную часть своего гонорара на дорогие духи, чтобы разбавить их в воде и помыться, а затем питаться одним только хлебом и яйцами, запечёнными в печи мастерской. Бывало он оставался без копейки в кармане и не мог даже купить холст. Однажды Врубель получил гонорар в пять тысяч рублей и устроил в гостинице гулянку с цыганами, оркестром и шампанским. На свою пирушку щедрый художник пригласил всех постояльцев и тут не рассчитал свой бюджет. Денег не хватило, чтобы оплатить вечеринку, и Врубелю пришлось несколько месяцев упорно трудиться, чтобы закрыть долги.
Будьте в курсе главных литературных трендов! Больше полезных статей читайте в Литрес Журнале.
⭢ Читать ⭠