— Что за нелепость! Какая свадьба?! Ты в своем уме, Павел?! — мать нервно ходила по комнате.
— Мам, мне уже тридцать, — терпеливо заметил сын.
— И что с того? Зато твоей Алисе всего двадцать три?
— Алиса вполне самостоятельная, у нее есть специальность, она работает, — пожал плечами Павел, стараясь сохранять спокойствие.
— Наличие работы не говорит о зрелости, как ты не поймешь?! Для брака нужно нечто большее.
— Мам, ну почему ты так переживаешь? — попытался успокоить ее сын. — Алиса заботливая, ответственная и прекрасно готовит.
При мысли о будущей жене на лице Павла появилась улыбка.
— Еще неизвестно, как она готовит на самом деле. А что она умеет по хозяйству? Наверняка жила с родителями? Вдруг они не научили ее ничему полезному?
Ирина продолжала нервно мерить шагами комнату, задавая вопрос за вопросом.
— Она сегодня придет к нам на чай, вы пообщаетесь, и ты все у нее сама спросишь. Алиса тебе понравится, обещаю! — попытался заверить мать сын.
– Ну, и как тебе Алиса? – поинтересовался Павел, провожая девушку после совместного чаепития.
– Вполне милая, – неохотно признала Ирина. – Но, как я поняла, семья у них не из богатых. Впрочем, что тут скажешь, пятеро детей – это немало.
– Мам, да не в деньгах счастье! – горячо возразил сын. – Зато Алиса очень отзывчивая и внимательная. И вообще, она много чего умеет по хозяйству.
– Да, это заметно, видимо, мать приучила её ко всему, что положено знать хорошей хозяйке, – задумчиво произнесла Ирина.
– Ну вот, я же говорил, что Алиса тебе понравится!
– А как вы собираетесь жить, Паша? Где будете жить и на что?
– Сначала снимем квартиру, а потом, как заработаем, возьмем ипотеку. У меня зарплата приличная, и у Алисы есть работа.
– Ну какой там доход у парикмахера! – презрительно заметила Ирина. – Пока вы на квартиру накопите, состаритесь. А когда детей планируете?
– Мам, не волнуйся, – успокоил сын. – Не у всех молодых пар сразу есть свое жилье, машина и все остальное. Многие начинают с малого. И ничего, как-то выживают.
— Да, именно "как-то" – неподходящее слово. Я одна поднимала тебя, старалась дать все самое лучшее, оплатила учебу, но не для того, чтобы ты влачил жалкое существование! Я надеялась, что когда ты соберешься жениться, мы вместе с родителями твоей избранницы поддержим вас на начальном этапе. Но с родней Алисы ждать поддержки бессмысленно.
— Мы справимся сами, – успокаивал Ирину сын. – Увидишь, все будет хорошо. Самое главное – наша любовь с Алисой.
Ирина никак не могла принять решение сына. Хотя девушка и была из небогатой семьи, трудолюбива и внимательна, особых карьерных высот она не предвещала, и, как считала будущая свекровь, только тормозила развитие сына.
— А способна ли твоя Алиса, скажем, испечь пирожки с рыбной начинкой? — интересовалась мать, сервируя стол перед утренней трапезой.
— А зачем это вообще? — удивился сын, поднимая плечи. — Она замечательно справляется с приготовлением несложных блюд. А пирожки и прочие деликатесы, на них ведь для такой многочисленной семьи не хватит ни ингредиентов, ни сил.
— А вообрази, что к тебе заглянут твои сослуживцы, и Алиса им что, предложит борщ из кислой капусты?
Павел только весело усмехнулся.
— Ну зачем ты все утрируешь, мам?! Если мне понадобится организовать встречу с коллегами, я могу выбрать ресторан или заказать еду на дом.
— Знаешь, мне кажется, твоя будущая жена совершенно не проявляет интереса к твоим профессиональным делам, — заметила мать после очередного совместного чаепития. — Когда ты говоришь о работе, ей явно становится скучно, еле сдерживается, чтобы не зевнуть.
— А зачем ей это? — ответил сын, пожимая плечами. — Алиса в этом ничего не смыслит. Я же тоже не эксперт в парикмахерском искусстве.
— Вот это ты напрасно так думаешь, — наставительно возразила мать. — Жена должна иметь представление о том, чем занимается её муж.
— Задача жены — встречать меня с радостью и накормить горячим ужином. Зачем ей вникать в мои рабочие вопросы?
— Ну как же! Она должна уметь поддержать беседу, если вдруг окажется, например, на твоём корпоративном мероприятии, — рассуждала Ирина.
— Если уж она окажется на моём корпоративе, я сразу представлю её коллегам как великолепного мастера по причёскам и стрижкам, и посоветую их жёнам обратиться к ней за профессиональным советом, — отпарировал сын.
— Твоя Алиса всегда такая немногословная? — как-то поинтересовалась Ирина после очередной прогулки втроем. — Сначала я думала, стесняется, пока мы не очень близки, но теперь-то мы уже неплохо общаемся, и это выглядит странно.
— Она предпочитает тишину разговорам, погружена в свои мысли.
— И тебе не тоскливо с женщиной, с которой трудно найти общие темы для бесед? — наседала мать.
— Почему же? — удивился сын. — Алиса много читает, в курсе последних событий, всегда можно найти о чем поговорить. Просто она не любительница пустой болтовни.
— Не знаю, не знаю… — протянула мать, задумавшись. — Как можно быть уверенным, что ты понимаешь свою избранницу, если она почти все время хранит молчание? Не высказывает свою точку зрения, не делится своими мыслями?
— Нам комфортно вместе. Даже в тишине, — ответил сын.
После месяца подобных бесед Ирина осознала свое поражение: сын упорно отказывался видеть недостатки своей избранницы и даже не рассматривал альтернативные варианты.
Однако Ирина не теряла надежды. У ее близкой приятельницы была дочь, которая, по мнению Ирины, идеально подходила Павлу и по возрасту, и по социальному положению. Самое главное, манерами и даже внешностью девушка очень напоминала Ирину в юности.
— Сегодня к нам заглянет моя давняя подруга, Елизавета Максимовна. Ты, наверное, помнишь ее, раньше мы были очень близки, пока она не перешла в другую компанию и не переехала.
Павел лишь пожал плечами, образ материнской подруги был в его памяти весьма размытым.
— Пригласи Алису, пусть начинает знакомиться с нашим кругом общения, раз она скоро станет частью нашей семьи.
Изначально Ирина не планировала звать Алису на ужин, намереваясь представить сыну другую девушку. Но затем она решила, что контраст между Мариной и Алисой будет более очевидным, если они окажутся рядом.
— Елизавета появится не сама, а вместе с наследницей. Марина завершила обучение в вузе и вернулась в отчий дом.
Павел утвердительно качнул головой, не подозревая скрытого смысла.
— Ты заметил, как Марина не сводила с тебя глаз весь вечер? — начала мать, после ухода гостей.
— Честно говоря, не обратил внимания, — ответил сын, пожав плечами.
— Она же сидела прямо напротив, невозможно было не заметить ее заинтересованность, — продолжала мать.
— Мам, у меня есть Алиса, зачем мне смотреть по сторонам? — удивился Павел.
— Неужели Марина совсем не вызвала у тебя симпатии? Такая привлекательная и умная девушка.
— Да, я признаю, что она довольно милая, — согласился мужчина. — Но меня это не волнует. Не стану же я оценивать другую женщину, когда рядом моя невеста.
— Заметил ли ты, — не унималась мать, — с какой непринужденностью Марина включилась в беседу, когда ты упомянул о своей профессиональной деятельности?
— Ничего особенного. У Марины, насколько я понял, близкая специализация. И университет она закончила престижный, — снова Павел отдал должное гостье.
— Вот кто тебе нужен в жены! — заявила Ирина. — Не твоя Алиса, а Марина.
Павел в замешательстве посмотрел на мать.
— Да, безусловно, Алиса – девушка очаровательная, она привлекательна, хорошо воспитана, скромна и так далее. Но Марина — это та спутница жизни, которая будет тебе во всем под стать, которую не зазорно представить друзьям и сослуживцам!
— Мам, к чему ты клонишь? — нахмурился сын. — Мне и Алису не стыдно представить. К чему этот разговор, я не понимаю?!
— Ты действительно ничего не понимаешь, сынок, — утвердительно кивнула Ирина. — Не замечаешь ничего вокруг, словно Алиса – предел мечтаний! Как ты думаешь, зачем Елизавета Максимовна привела Марину в гости?
— Что ж, старые друзья, давно не виделись… Что случилось?
— А то, что я специально позвала Лизу с её дочерью. Как и я, Лиза переживает о будущем Марины и хочет найти ей хорошего жениха. Она помнит тебя с юности и знает, как много я вложила в твоё воспитание и обучение.
— Мама, хватит! — Павел прервал её. — Мне не нужна никакая "хорошая партия"! Я люблю свою девушку и не собираюсь её предавать!
— Напрасно! Если хочешь знать, я немного разузнала о твоей избраннице, и тебе это не понравится.
— Что значит, "разузнала"? — спросил сын с подозрением. — Ты следила за Алисой?
— Не то чтобы следила, — уклончиво ответила мать. — Я просто зашла к ней в салон сделать маникюр. Её рабочее место было рядом с моим, и я кое-что услышала из разговора твоей невесты с подругой в перерыве между клиентами.
— И что такого предосудительного она могла сказать? — усмехнулся сын.
— А то, что твоя невеста демонстрировала твои презенты, рассказывала о твоих высоких доходах и обещании купить ей шубу!
— И что с того? Разве нельзя гордиться перед подругами своим материальным положением? — удивился сын.
— Правильная жена не станет так думать! Так говорят лишь меркантильные особы, которым важны лишь презенты и финансы! — заявила Ирина.
— Не желаю это слушать! — резко ответил сын. — Алиса не такая, просто ты к ней почему-то предвзята!
Вскоре, однако, материнские слова возымели действие. Между молодыми людьми начались разногласия. Алиса ощущала напряжение, которое испытывал Павел, возвращаясь от матери, и задавала вопросы, что все чаще вызывало у него раздражение.
Однажды сын вернулся к матери, волоча за собой чемодан.
— Все кончено, — бросил он, не вдаваясь в подробности. — Ты оказалась права, мы с Алисой не подходим друг другу.
— Что случилось, дорогой? — спросила Ирина, скрывая радость за маской беспокойства.
Сын наконец-то порвал с этой бедной девчонкой, и теперь оставалось лишь подтолкнуть его к Марине.
— Она меня совсем не чувствует, — ворчал сын, уплетая ужин. — Да и я ее, кажется, тоже. Может, ты и права насчет ее меркантильности…
Несколько дней спустя Алиса появилась на пороге дома своего бывшего жениха с неподъемной сумкой в руках.
— Здравствуй, Паша, — произнесла девушка.
Было очевидно, что она сильно переживает, что все эти дни она провела в слезах и что ей очень плохо. Ирина даже на мгновение почувствовала жалость к несостоявшейся невестке. Но тут же одернула себя – ведь на вечер была запланирована очередная встреча с Мариной.
— Держи, это для тебя.
С большим усилием девушка втащила в комнату неподъемный мешок.
— Тут все твои подарки, ну или, по крайней мере, то, что я смогла припомнить.
Павел застыл на месте, избегая взгляда своей бывшей.
— Может быть, мы и правда поторопились, — произнесла гостья еле слышно, словно не решалась войти. — Я точно знаю, что люблю тебя и мечтаю стать твоей женой больше всего на свете. Но, возможно, ты не уверен в своих чувствах. И эти последние дни…
Она грустно опустила голову.
— Ты был чем-то подавлен и расстроен, а я надоедала тебе, вместо того чтобы дать побыть одному. Прости меня… Мы ведь так мало жили вместе, и я, наверное, еще не научилась быть хорошей женой.
В сердце Павла что-то откликнулось, и он взглянул на свою экс-возлюбленную.
— Ты могла бы не мучиться, оставив эти вещи себе, — с притворной участливостью проговорила Ирина. — Ведь это все подарки моего сына тебе, а нам они совсем не требуются.
— Да мне самой это все тоже не нужно, — ответила девушка, сдерживая слезы.
— Я сохранила лишь наши общие фотографии на память. А это… — она махнула рукой в сторону сумки. — Я люблю тебя не из-за финансов или презентов, а просто за твою сущность. И без тебя мне все это совершенно неинтересно.
Девушка резко отвернулась и быстро спустилась по ступенькам, Ирина облегченно вздохнула.
В мгновение ока Павел схватил куртку и выбежал из квартиры.
— Ты куда, Павел?! — мать успела удержать его за руку. — Пускай идет. Ты поступил правильно. Погрустит немного и найдет другого, более выгодного партнера. Все образуется.
— Нет, этого я не вынесу, мама! — воскликнул сын, высвобождаясь. — Я зря тебя послушал! Алиса – словно подарок судьбы! Более открытого и честного человека я не встречал! Я должен извиниться перед ней, уверен, она поймет и простит!
— Я тебе не позволю!
Мать преградила выход. Звук удаляющихся каблуков эхом отдавался в подъезде, подталкивая мужчину к действиям. Легким движением он отодвинул сопротивляющуюся женщину с дороги.
— Хватит! Я сам решу, что мне делать! — твердо сказал он. — Я женюсь на Алисе, как и планировал, и если ты не перестанешь вмешиваться, лучше забудь о нас! Если ты придешь с целью рассорить меня с Алисой, я не открою тебе!
Он торопливо спустился по лестнице, стремясь догнать её и надеясь найти нужные слова, чтобы извиниться и исправить свою ошибку. Алиса приняла извинения жениха, и вскоре они сыграли свадьбу. Ирина была настолько расстроена, что проигнорировала торжество.
Однако спустя год, с появлением ребёнка в молодой семье, её мнение изменилось. Наблюдая издалека за радостными родителями, гуляющими с розовой коляской в парке, женщина задалась вопросом, возможно, сын поступил верно, отдав предпочтение любви, а не выгоде.
Теперь женщина прилагает все усилия, чтобы вернуть доверие сына.
Мать осознаёт свою ошибку и надеется на прощение, мечтая о воссоединении семьи, ведь семья – это самое ценное в жизни.