Как вы думаете, крестьянская изба на фото ниже принадлежала богатому или бедному хозяину?
А эта изба?
✅Сегодня в оценке стоимости дома мы опираемся на следующие факторы:
- Площадь дома, материал, сложность конструкции, признаки стиля, месторасположение, инфраструктура вокруг, ландшафтное окружение, наличие дорог и кто соседи.
Но можно ли по таким же критериям оценивать строения прошлых веков? Материал крестьянских домов - в подавляющем большинстве случаев (кроме южных вариантов) - дерево. Камень только в этнических центрах с переизбытком такого материала. Кирпич - уже купеческая тема. Площадь? Иные дома огромны, но там высокая скученность - человек на человеке, другие дома скромнее размерами, но небольшая семья живет, благоденствуя в свободных хоромах.
Тогда судим по окнам, - скажут продвинутые. И будут правы, но лишь отчасти. Окна были показателем добротности дома, его хорошего освещения, такой дом хорошо проветривался и служил долго. Немаловажный момент - стоимость стекла. Хозяин с хорошими доходами мог позволить себе многооконную роскошь. Получается, дом № 2 побогаче.
Дома на юге и на севере
Обращать внимание также следует на регион, где находится дом.
Центральные области, северо-запад - регулировались специальные строительными положениями, и крестьян, даже располагавший высокими доходами, обязан был жить в месте поселения своего класса, а также строить дом не как хочется, а по утвержденным фасадам.
Дом на юге в 18 -19 вв был простой, во-первых, климат не требовал особо утеплять строение, во-вторых, частые стычки с кавказскими воинами приводили к утрате жилья, и особенности его строительства - быстро и легко восстановить очаг.
Дома на севере строились с учетом промерзания почв и необходимости размещения скотины, фуража и домашнего инвентаря в одном объеме. Поэтому окна таких домов высоко подняты (за счет скотинника ниже и нижней системы обогрева), так что дома кажутся просторными. Жители Русского Севера часто путешествовали в другие страны по торговым делам или ради рыбацкого промысла, они видели, как живут сопредельные народы, поэтому в числе первых в России северяне внедрили в дом такую "заемную" его часть, как балкон. Обратите также внимание на большое число непропорциональных окон. Это смотрится диковато. Неужели народы-корабелы, знающие инженерные расчеты, владеющие поголовно, включая женщин и детей, грамотой, не могли справиться с расчётами размеров окон?
Я раскрою вам тайну "разнокалиберных" окон в домах России, а также расскажу про окна-ланцовки, окна слуховые, окна волоковые и шомнышные.
Привет читающим мой дзен-блог впервые. Я Алексей Норкин, руководитель строительной компании из Краснодара, всю жизнь я строю дома, сейчас преимущественно индивидуальные, мне это нравится, и нет ничего удивительного, что я пишу про ДОМ в дзене - подписывайтесь и читайте уже опубликованное, тут много интересного.
Три окна - привет Троице или классицизму?
Часто можно встретить утверждение, что три окна как самое частое решение в крестьянской избе, обосновано православием и символизирует почитаемую на Руси Троицу. Что так, а что не так?
Ключевое слово - "обоснование". Презентуя комиссии свои проекты, архитекторы придумывали православную "легенду", но смысл "трехоконности" глубже и рациональнее.
С усилением роли государства вопросы недвижимости стали контролироваться и регулироваться. Так, построить дом в деревне нельзя было без согласия общины и, прежде всего, барина, к которому был приписан крестьянин, построить дом в городе было невозможно без согласования в ведомстве, надзиравшем за строительством.
- С петровских времен, когда начали строить Петербург, специальными указами определяли разрешение - кто может строить дома на титульных улицах, кто на вторых линиях, кто в слободке мещан - на отдаленных от центра улицах. Не всякий дворян мог претендовать на строительство дома на Невском, и доход при этом не имел определяющего значения - только знатность и способность возвести здание определенного типа.
- Планы городов «высочайше» утверждались с XVIII века, в 1770-х годах впервые увидели свет «Типовые проекты фасадов», рекомендованные к строительству в губернских городах.
Эти типы разрабатывали известные архитекторы. Они договорились об оптимальных размерах домов, об их стилистике.
В конце XVIII в. типовые проекты уже активно внедряли вне столицы империи - А.В. Квасов в Твери, М.Ф. Казаков и В.И. Баженов в Москве.
Привлеченные к созданию каталогов утвержденных фасадов архитекторы (Андреян Захаров, Алоизий Руска, Вильям Гесте, Василий Стасов), задали стандарты первым городским обывателям Петербурга - им предписывалось выбирать проекты жилых домов в соответствии с их «разрядом»: создавались дома «для подлых», «для именитых» горожан, образцовые мазанки и др.
Обычай строительства по типовым проектам в безоговорочном порядке распространили по всей стране. Три окна - были оптимальным решением для города, при том, что на фасад дом отводилось от 7 до 12 метров.
Симметрия классицизма, царившая во время создания типовых проектов, определила вкус типового предложения и обусловила минимальное число окон. Причем это касалось не только крестьянских домов, но и каменных домов мещан, купцов, лавочек, пекарен и пр.
Симметрия же определяла внешний вид домов с более широкими фасадами, где помещалось намного больше окон. Как мы видим - на проектах нечетное число окон с осевой посередине фасада.
Типовой проект крестьянской избы вырос из традиционной клети (это квадратный или прямоугольный крытый однокомнатный простой бревенчатый дом без пристроек).
Иными словами, внешнему виду большинства "трехоконных домов" мы обязаны Строительному уставу Российский империи, а также нормативным документам со строгим регламентов типового предложения, с одной стороны, с другой - классицизму, как главному архитектурному направлению тех лет. В регламентации художественного облика городов основным инструментом являлись «образцовые», высочайше апробированные фасады зданий, собранные в альбомы.
- С 1809-го по 1812-й год было выпущено несколько альбомов с «Высочайше утвержденными фасадами», отходить от которых, было запрещено.
Типовой проект против коррупции в государстве
- Типовые проекты были также антикоррупционной мерой.
Во-первых, градоначальнику не приходилось приглашать на выполнение работ архитектора с его свободными рыночными ценами (особые проекты, например, театры, библиотеки, соборы, гостиные дворы, садовые павильоны, вокзалы - были счастливыми исключениями из типовой обязаловки).
Во-вторых, проекты фасадов разрабатывались лучшими столичными архитекторами, что позволяло экспортировать вкус из столицы на периферию.
В-третьих, так восполняли нехватку опытных кадров в провинции.
В-четвертых, учили градостроителей формировать целостную городскую застройку.
В-пятых, типовое здание позволяло ревизорам контролировать качество материалов и расходы при строительстве казенных зданий.
Классицизм олицетворял державных стиль Российской Империи, выглядел нарядно (не случайно же мы и сегодня считаем престижными и очень красивыми дома, построенные в этом стиле). Типовое строительство регламентировало не только административное, хозяйственное и жилое строительство, но и мосты, набережные, элементы городского благоустройства (оград, ворот, афишных тумб), дорог и придорожных станций. Унификация элементов городской среды создавала единый облик городов, делало их дружественными, узнаваемыми, родными, но эта же идея на корню убивала индивидуальное оригинальное творчество. Свобода творчества существовала также во внутренней отделке зданий - именно там архитекторы показывали свой талант.
Под давлением разбогатевших людей с середины 19 века в типовые проекты были добавлены готические постройки, в греческом, египетском вкусе.
В 1858 г. обязательность применения образцовых фасадов была отменена, с этого момента «нормальные» чертежи стали играть роль вспомогательных пособий для частных застройщиков.
Окончательная вольница пришла в города вместе с модерном, историзмом и этническими экзотическим вкраплениями, вроде мавританского стиля в конце 19 века, вот тогда разновкусица (чаще дурновкусица) и эклектика затопила города России.
Крестьянские же избы, напротив, стали повсеместно выглядеть, как однояйцевые близнецы, различие им придавала деревянная резьба, коньки да наличники. Русь старая уходила вместе с прогнившими от старости домами.
Прощай, старая, дедовская Русь!
Старый тип домов, построенных как велит фантазия, уходил в небытие. Если до нашего времени дожили дома в нетиповом "трехоком" виде, то они или счастливо пережили этап регламентации, или были построены в местности, где за соблюдением построек следили без фанатизма. Кроме того, к классике в три окна в 60-е годы 19 века прибавились "волюнтаристские" варианты на пять окон, на 2+2 окна, 3+3 окна и так далее.
Типовые проекты в три окна вынуждают нас воспринимать как феномен то, что было в исторической архитектуре нашей страны просто нормой.
Например, смешанные окна (см. фото выше) - они существовали для разных целей: одно - для света, два другие - для проветривания дома, и были нормой в домах с топкой по-черному (окна слева), для освещения дома - два окна справа.
Нарядные окна назывались "красными" - это большое окно с рамой (косяками) с застеклённым переплетом. Их богато украшали резьбой, навешивали на них красивые ставни.
Красные окна называли из-за рам (косяков) также " косящатыми окнами, изначально такие окна вырубались наискось, это плотницкий прием - проём снаружи он был шире, чем проём на стене изнутри. Потом проемы сделали одинаковыми, а название осталось.
Окна для выгона дыма при топке по-черному не требовали дополнительных конструкций (рамы или фрамуги), их затыкали тряпьем, деревянной болванкой, пучком соломы, но чаще с внутренней стороны к окну приделывалась задвижка из тесовой доски, которая «заволакивала» оконные проёмы. Окно так и называли - "волоковое".
В 16–18 вв. одно волоковое окно располагалось в верхней части фронтона избы, через него выходил дым от печи «по-чёрному». В середняцких домах 18–19 вв. из трёх окон по фасаду центральное было «красным» (застеклённым или закрытым слюдой), а два боковых – волоковыми.
Устройство волоковыхъ оконъ, по словамъ старожиловъ, вызывалось главнымъ образомъ необходимостью огражденія отъ ночныхъ нападеній недобрыхъ людей; но, повидимому, и другія причины могли здѣсь имѣть свое значеніе: дороговизна стеколъ, лишняя потеря тепла черезъ большія окна и пр. Между волоковыхъ оконъ, посрединѣ, обыкновенно дѣлалось еще одно косячное или косящатое окно. Можно наблюдать на старыхъ постройкахъ еще какъ бы переходную форму оконъ, съ косяками, но еще безъ подоконннковъ,
- пишет знаток крестьянской архитектуры М. Едемский.
Были в избах еще окна - невеликие, боковые, они назывались шомнышские окна (в северных наречиях) или шелнышские окна (в центральных губерниях). Шомныш и шелныш - это "бабий кут", помещение за печкой, где стряпали. Для освещения этого помещения делали окно, но без парадной отделки, рабочее, нефасадное небольшое окошко с широким (как правило) подоконником.
Сверху дома (на крыше, чердаке или на фронтоне) располагалось ещё одно окошко - слуховое. Слуховое окно — окно, предназначенное для естественного проветривания, выхода на крышу, освещения чердака (там сушили травы, хранили вещи) . Слуховые окна обрамляли люкарнами - отделочным элементом с крышей и декором.
И было еще особое окно, которое называют "ланцовка" по фамилии арестанта Ланцова. В отличие от европейской части России, где «ланцовкой» иногда называли наличник, в Сибири ланцовка — это маленькое окошко в сенях.
- Его делали не для света, а для тайной передачи еды и вещей беглым каторжникам.
- Окно прорубали из милосердия к беглецам, а также для того, чтобы не ссориться с законом. Если открыто укрывать преступника и кормить его - обвинят в пособничестве, но если он сам взял еду в окне, то все на его совести.
- Ланцовки с едой также охраняли жителей от покушения на жизнь - обозленные голодные беглецы могли убить обитателей дома.
- В окошечке-ланцовке оставляли сало, яйца, хлеб, воду и одежду беглым каторжникам.
Ланцовки также называли по-другому - бродяжины, душины, душнички. Человек, в честь которого назвали окошки, Федор Ланцов, говорят, обладал силой внушения:
из книги Павла Роготнева «Дебесский район на стыке дорог и времен»:
«Он служил писарем в кавалергардском полку. За недостачу в полковой казне его упекли в тюремную камеру знаменитого Московского замка. Но он сумел совершить из нее удачный побег. Впоследствии вновь угодив на нары, он сочинил о своем побеге песню, которая через некоторое время стала самой популярной песней среди уголовного люда». А по местной легенде «как-то вели через Нижнюю Пыхту партию кандальников, направляемых на каторгу в Сибирь. Был будто бы среди арестантов и некто Ланцов, имевший необычайные способности внушения. Когда народ высыпал на улицу поглазеть на "несчастненьких", Ланцову это пришлось не по нраву, и он вдруг закричал: "Бабы, ливень идет! Потоп начался!" Бабы сразу всполошились и, задрав свои подолы, вместе с детьми кинулись спасаться на ближайшие заборы и плетни. Но когда этап прошел, все увидели: никакого потопа нет – посмеялся над ними каторжник…».
Вот такие они, окна России!