Продолжим узнавать, что думают одни литературные герои о других. Начало было здесь и здесь. Вряд ли кого-то удивит, что о Робинзоне Крузо, герое романа Даниэля Дефо, размышляют много: для кого-то он пример, а кто-то может и поспорить заочно с ним.
Меня куда больше поражает, что сейчас роман превратили чуть ли не в чтение для дошкольников. Не раз и не два слышала, как детям нежного возраста эту книгу читают мамы и папы. Мне кажется, что даже пересказ Корнея Чуковского не для малышей, но попробуйте поспорить, у родителей железные аргументы: ребёнку нравится, ребёнок слушает. Вот только к средней школе почему-то маловато любителей этого приключения. Видимо, школьники считают, что всё им уже знакомо, но полному названию удивляются всегда!
«Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим»
И начнём с юных героев!
Виталий Бианки "Мышонок Пик"
Знаменитый Робинзон, когда он попал на необитаемый остров, стал думать, как ему жить одному. Он рассудил, что сперва надо выстроить себе дом, который защищал бы его от непогоды и нападения врагов. А потом стал собирать запасы на чёрный день.
Пик был всего только мышонок: он не умел рассуждать. И всё-таки он поступил как раз так же, как Робинзон. Первым делом он принялся строить себе дом.
Его никто не учил строить: это было у него в крови. Он строил так, как строили все мыши одной с ним породы.
Видимо, дети встречают упоминания имени Робинзона вот в таких историях и интересуются у мам и пап, кто же это.
Астрид Линдгрен "Пеппи Длинныйчулок"
— А у меня есть книга, которая называется «Робинзон Крузо», там тоже рассказывается про кораблекрушение.
— Да, это очень интересная книга, — подхватила Анника, — про то, как Робинзон после кораблекрушения попал на необитаемый остров.
Конечно же, всем сразу хочется в это поиграть!
Все трое уселись вокруг костра, поджав ноги, и каждый получил по куску ветчины, залитой яйцом, и картошку. Потом они выпили кофе с пряниками. Все сошлись на том, что никогда в жизни еще не ели такого вкусного завтрака.
— Я думаю, нам куда лучше, чем Робинзону, — заявил Томми.
— Да, я тоже так думаю, а если нам еще удастся наловить рыбы к обеду, то Робинзон, боюсь, позеленеет от зависти, — заявила Пеппи.
Сравнения с Робинзоном неизбежны)
— Интересно, проводил ли Робинзон так весело время на острове? — спросила Пеппи, когда она снова забралась на скалу и уселась на дощечку, чтобы ехать вниз.
— Во всяком случае, в книге об этом ничего не написано.
— А я уверена, что ему это и в голову не пришло. Вообще все его кораблекрушение, я ручаюсь, это просто ерунда. Что же он делал целые дни на своем необитаемом острове? Может, вышивал крестиком? Эй, берегись, я поехала!
Но в какой-то момент наступает прозрение.
— Да что с тобой, Анника? — удивилась Пеппи. — Как ты себе представляла кораблекрушение? Что, по-твоему, сказал бы Робинзон, если через два дня после того, как он попал на необитаемый остров, за ним приехал бы корабль? «Милости просим, господин Крузо, мы приготовили для вас удобную каюту, мы вас спасли, к вашим услугам все удобства — ванна, парикмахерская, ресторан». Знаешь, я думаю, что он ответил бы: «Благодарю покорно». А скорей всего он просто спрятался бы за каким-нибудь кустиком. Если уж человеку посчастливилось попасть на необитаемый остров, то там надо прожить не меньше семи лет.
Семь лет! Анника содрогнулась, и даже Томми выглядел несколько растерянным.
Играет в Робинзона и герой рассказа Саши Чёрного, ведь вначале эта идея кажется замечательной. А как только лодка уплыла, Игорю не до приключений, он представляет, что на острове у него отрастёт "...борода, как у Робинзона, большая борода". И играть уже не очень хочется, потому что: "Ах, как тяжело быть Робинзоном!"
И вновь в этой рубрике начитанный герой повести Василия Клёпова "Тайна Золотой Долины"!
Васька Молокоедов проводит параллели между своими эмоциями и чувствами Робинзона Крузо:
След шёл с той стороны наносов. Заинтересованный, я пошёл по нему дальше к лесу и, несмотря на то, что был уже к этому подготовлен, замер от непонятного страха, когда увидел на глине отпечаток галош. Мне вспомнилась картинка из книги Даниэля Дефо, где Робинзон Крузо со вставшими от ужаса волосами смотрит на след босой ноги на песке необитаемого острова.
Каким ужасным зрелищем может быть иногда след человеческой ноги! Я наклонился и стал рассматривать его.
Время от времени друзья и знакомые, читая книги, вспоминают о моей коллекции цитат и присылают свои находки. Вероятно, словами героя романа Уилки Коллинз "Лунный камень" эту подборку нужно было бы завершать, но я всё же склонна на финал приберечь другое. А пока слово Габриэлю Беттереджу, дворецкому леди Джулии Вериндер:
... я прочел множество книг за свою жизнь; я, можно сказать, в своем роде ученый. Хотя мне минуло семьдесят, память у меня крепкая и ноги тоже. Пожалуйста, не считайте меня невеждой, когда я выражу свое мнение, что книги, подобной "Робинзону Крузо", никогда не было и не будет написано. Много лет обращался я к этой книге, - обыкновенно в минуты, когда покуривал трубку, - и она была мне верным другом и советчиком во всех трудностях этой земной юдоли. В дурном ли я расположении духа - иду к "Робинзону Крузо". Нужен ли мне совет - к "Робинзону Крузо". В былые времена, когда жена чересчур надоест мне, и по сей час, когда чересчур приналягу на стаканчик, - опять к "Робинзону Крузо". Я истрепал шесть новеньких "Робинзонов Крузо" на своем веку. В последний день своего рождения миледи подарила мне седьмой экземпляр.
Для финала у меня размышления Александра Бараша, главного героя повести Николая Внукова "Один". Я хорошо отношусь к робинзонадам, специально не разыскиваю, но читаю с удовольствием. Мне кажется повесть Н. Внукова для меня стала самой сильной из всех прочитанных.
Попытался задремать, но не мог. В голову лезла всякая чушь. Я думал, например, о том, что Робинзону достался очень неплохой остров. На нем водились дикие козы, съедобные птицы, росли фрукты, и к тому же расположен остров был в тропиках. Там вообще не было зимы. Вечное лето! Кроме того, у Робинзона имелись ножи, топоры, ружья и порох, которые он добыл с корабля, севшего на мель. И одежды у него было навалом. Он не дрожал так, как сейчас дрожу я.
А ведь когда-то и я мечтал о необитаемом острове. Очень хотел пожить, как Робинзон, без всяких родителей, школ, улиц, друзей. И вот получилось... Правда, неожиданно, когда я к этому не был готов. Но ведь катастрофы на море всегда происходят неожиданно, и тут ничего не поделаешь. Одному везет, а другому... И отец, наверное, сейчас переживает как сумасшедший.
Ну, ничего. Завтра или послезавтра меня отыщут, а пока приходится терпеть и выкручиваться.
Не маленький - четырнадцать лет. Сколько книжек перечитал о разных приключениях! Вот и попробую применить знания, которые получил из этих книжек.
...А может быть, авторы этих книжек просто все напридумывали?
Во время жизни на острове Саша всё же чаще вспоминает героев Жюля Верна, размышляет, в чём им повезло больше, чем ему, кто им помогал, с досадой думает о выдумках авторов. Но в финале он для себя сформулирует, чем же ценны все эти книги:
Вечером, лежа на кровати, я в какой уж раз вспоминал острова, описанные в книгах Жюля Верна и Дефо. Мне вдруг стало смешно. Теперь все написанное я воспринимал только как забавную литературную игру. А мне не до игры было сейчас. И плевать я хотел на все эти книги! Единственно, чем они ценны, - это уверенностью, что выкрутиться все-таки можно. А способы... Ни один из способов, описанных в "Таинственном острове" и "Робинзоне Крузо", мне так и не пригодился.
У каждого свои способы в зависимости от обстоятельств, и каждый выкручивается своим собственным умением. И в жизни точно такая же штука. И нет никаких вечных, раз навсегда написанных рецептов. Каждый человек выдумывает для себя свой собственный рецепт.
Пока собирала обложки для статьи, поняла вот что:
во-первых, мне вообще не нравятся иллюстрации к роману "Робинзон Крузо",
во-вторых, у меня никогда не было этой книги дома (и не планирую).
Роман я читала, очень любила главы, где Робинзон уже налаживает быт, разбивает огород, приручает коз и т.д. Обустройство жилища - это какое-то моё слабое место, очень неровно дышу и всегда с удовольствием эти страницы читаю в любом произведении. Мне нравится, что в литературе развивается жанр робинзонады, надеюсь, ещё прочитаю что-нибудь увлекательное.
А вот пока цитаты собирала, встретила у себя сохранённое стихотворение, хочу и вас познакомить:
Любите робинзонады? А есть ли у вас любимые иллюстрации к роману Даниэля Дефо? Вдруг мне не попались любопытные варианты.