Когда Доктор встречает археологов, он тыкает в них пальцем и смеётся. Что ещё можно ждать от Повелителя Времени, постоянно перемещающегося по всей человеческой (и не только) истории то вперёд, то назад, заглядывающего в альтернативные реальности?
За десятилетия «Доктор Кто» охватил множество тем, включая историю, этику и многие другие дисциплины. Археологии уделялось больше внимания из-за специфики сериала. Несмотря на скептическое отношение Доктора к этой науке, сценаристы с уважением подходили к освещению её достижений.
Одной из центральных тем «Доктора Кто» является вопрос о том, что остается после нас. Археология в сериале становится метафорой для поиска смысла в человеческой истории. Раскопки артефактов, древние рукописи и потери культурного наследия — все это элементы, которые помогают Доктору и его спутникам осмысливать, какой след они оставят в будущем — и будет ли оно вообще.
В этом смысле археология предстаёт как наука, которая не только позволяет заглянуть в прошлое, но и может быть использована для понимания современных и будущих проблем. Через эту область получили развитие персонажи и их истории, а также она служила катализатором для некоторых сюжетных поворотов и приключений. Не Индиана Джонс, но интересно.
Археологи как герои
«Можно ли изучать прошлое, не изменив его?» — это классический сюжетный ход в научной фантастике, который поднимает фундаментальные вопросы о природе времени, причинности и этике. В реальном мире, конечно, археология не сталкивается с путешествиями во времени (во всяком случае в буквальном смысле), но в рамках фантастических вселенных этот конфликт является центральным.
Археология, по своей сути — это наука о прошлом, которая изучает человеческие артефакты, чтобы воссоздать картину древних цивилизаций. Она является своего рода путешествием во времени, но без перемещения в прошлое. Археологи работают с материальными свидетельствами, которые сохранились до наших дней. Они анализируют слои почвы (стратиграфия), датируют находки, чтобы понять, что и когда происходило. При этом их работа неизбежно влияет на объект изучения: раскопки уничтожают контекст, в котором находились артефакты, поэтому археологи тщательно документируют каждый шаг, чтобы сохранить как можно больше информации.
Можно ли просто наблюдать за прошлым, не вмешиваясь в него? Любое взаимодействие, даже самое незначительное, теоретически может вызвать эффект бабочки, приводящий к непредсказуемым изменениям в будущем. Доктор, путешествуя во времени, встречает различные цивилизации. При этом ТАРДИС редко заносит его в приятные и желанные моменты истории — всё чаще в места, где погибают десятки, сотни и тысячи людей. Повелитель Времени и его спутники, будучи существами разумными и эмпатичными, часто не могут смотреть на это со стороны и хотят поучаствовать в процессе и изменить ужасные события на менее драматические. Доктор не любит вмешиваться в историю, уважая законы о фиксированных моментах, которые менять нельзя:
Каждую секунду я вижу, что есть, что было, что могло быть, чего нельзя допустить. Таково бремя Повелителей Времени.
В сериале почти каждая древняя реликвия таит в себе опасность и имеет инопланетные корни. Ривер Сонг — главный археолог нью-скула. Её должность профессора часто сводила её с Доктором, что порождало новые приключения, опасности и риски.
Её методы — смесь академической строгости и бессовестного дерзкого вандализма. Она сыграла большую роль в нахождении целой колонии плачущих ангелов, Ока Гора, Вашта Нерады, Тишины, самого ценного бриллианта в истории и много чего ещё.
Ей повезло, что с ней всегда был её великолепный интеллект, а рядом — Доктор. Не будь ни того, ни другого, любая из таких историй могла закончиться трагедией. О них и поговорим.
Месть прошлого
Нужно быть аккуратным со своими желаниями и не всегда раскапывать то, что так хочется. В серии «Пирамиды Марса» (1975) учёный, отыскав египетскую гробницу, сохранившуюся в превосходном качестве, нашёл не сокровища, а свою смерть в виде Сутеха — бога разрушений и хаоса, который готовится превратить Землю в пыль и мрак. Ценности привозят в Англию — там Доктор и сталкивается с одним из страшнейших врагов. Поднимается философский вопрос: если археолог знает, что его находка убьёт миллионы — должен ли он уничтожить её (и стереть историю) или рискнуть и исследовать? Одновременно с аккуратным отношением к прошлому здесь есть и проблема имперского наследия Великобритании.
Последствия приобретения ценных предметов не обязательно должны проявляться сразу же. В скрытых секциях Лондонской национальной галереи хранились картины с Галлифрея. Так как в них использовался принцип ТАРДИС (больше изнутри, это вам не 3D), широкой публике такое видеть не следовало. Неважно, как они туда попали, важно, что из них вышло. В спецвыпуске «День Доктора» (2013) через них на Землю прибыли зайгоны — совсем не с дружелюбными намерениями, что будет аукаться Повелителю Времени ещё в нескольких выпусках.
Это не первый случай, когда произведения искусства сыграли с гордыми обладателями злую шутку. В серии «Хранитель Тракена» (1981) Доктор из-за сбоя ТАРДИС оказывается на родной планете Ниссы — будущей спутницы. Он узнаёт, что существа, прибывшие на Тракен с дурными намерениями, превращаются в камень. Они долго влачат своё существование в назидание тем, кто хочет причинить зло жителям планеты. Те же — по своей природе существа эмоциональные, так что у статуй есть свои хранители, которые приносят им цветы и заботятся о них, как о памятниках героев. Такие вот службы городского хозяйства, пекущиеся о культурном и морально-нравственном просвящении граждан. Этот урок мог быть действительно поучительным, если бы одной из таких статуй не замаскировалась ТАРДИС Мастера, а такой персонаж точно не обещает хорошего конца для Тракена.
«Демоны Пенджаба» (2018) — другой пример имперского наследия Соединённого Королевства. Яс, спутница Доктора пакистанского происхождения, желает узнать о прошлом своей бабушки, от которой ей достались старые часы. Все желали увидеть романтическую историю, которая прожила сквозь десятилетия... будьте аккуратны со своими желаниями, психика Яс явно оказалась на грани: на деле всё закончилось разделом Индии, массовым насилием и концом британского колониального господства над территорией. Подробнее здесь:
Заключение
Всё это подводит к мысли, что профессия Ривер Сонг, частые встречи с другими археологами, сеттинг раскопок — вовсе не случайные темы для «Доктора Кто». Это гораздо больше, чем просто историческая справка и фон для приключений. Она служит мощным вспомогательным инструментом для углубленного осмысления человеческого опыта и позволяет зрителям задуматься о нашем месте в истории. Доктор — сам своего рода артефакт, поэтому каждое его столкновение с прошлым становится не просто встречей с древностями, а осмыслением времени и его влиянием на наше культурное наследие и на активное создание нашего будущего.
Серия статей по «Доктору Кто» посвящена двадцатилетию возрождённой легенды. С другими историями вы можете ознакомиться здесь: