Существуют ли признаки, по которым можно определить, что Бог простил грехи? И как быть, если исповеданные грехи беспокоят душу? На эту тему размышлял православный богослов, профессор Алексей Ильич Осипов.
Алексей Ильич Осипов, учёный-богослов:
Существуют ли признаки, по которым можно судить о прощении грехов? Да. Но они у человека могут быть подчас не очень явно выражены, не очень ощутимы. Но вообще-то искренняя исповедь всегда приносит душе умиротворение и успокоение.
Мы очень часто свои грехи на исповеди произносим, но при этом искреннего раскаяния не испытываем. Сердечного переживания за содеянные грехи у нас нет. Поэтому и наши ощущения бывают очень слабые. Мы отходим от исповеди и не чувствуем, что что-то поменялось.
Люди часто спрашивают, как быть с теми исповеданными грехами, которые продолжают беспокоить душу? Поскольку эти грехи продолжают тяготить, значит сердечного переживания по этому поводу не было. И значит не было того покаяния, которое, по существу, очищает нашу душу.
Надо понимать, что прощение греха — это не какая-то форма. Не какой-то ритуал. Прощение греха наступает после искреннего покаяния, а не просто после перечисления грехов во время Таинства Исповеди.
Нам ничего не стоит перечислить грехи. К тому же мы огромные листы пишем и начинаем всё перечислять. Батюшка, бедный, сидит и думает: скоро ли он закончит читать написанное, переписанное с какого-то молитвослова?
При всём этом должно участвовать сердце. Должно быть переживание. А не просто перечисление грехов. Формальное перечисление.
Если человек подошёл, сказал о своих самых главных грехах, это хорошо. Но если при этом в душе остаётся ощущение этих грехов, и они продолжают заявлять о себе, то нужно понимать следующее: внешняя сторона исповеди недостаточна. А внутреннее переживание о грехе всегда сопровождается искренним желанием и намерением больше не повторять то, что сделал.
Должно быть внутреннее решение: не повторять это больше никогда. Вы можете сказать: бывает, что я осуждаю, потом каюсь в этом, потому что действительно, не хочу осуждать, а потом опять осуждаю. Так, действительно, бывает в отношении многих грехов.
Но это свидетельствует о том, что у меня нет ещё того напряжения, с которым я исповедуюсь перед Богом. Исповедуемся-то мы Господу Богу. Священник только присутствует при этом. И будет свидетельствовать Богу о нашей исповеди.
Когда у нас недостаточно искренности и решимости, то грехи постоянно будут толкать нашу душу, беспокоить её. Поэтому наряду с внешней исповедью человеку необходимо принять решение не повторять эти грехи.
А если человек, отойдя от исповеди, вновь повторяет их, то надо каяться каждый раз. Мы, к сожалению, исповедью часто подменяем покаяние. Это разные вещи. Исповедуемся мы редко. И называем перед священником основные свои грехи. А искреннее покаяние нужно всегда. Обманул кого-то, тут же обратился к Господу: «Господи, прости меня».
Или, к примеру, подвёл какого-то человека, тут уже надо не только к Господу обращаться. Надо постараться и у человека попросить прощение. Или, например, осудил кого-то, пусть даже мысленно, надо мысленно попросить прощения у Бога. Покаяние должно присутствовать всегда.
А исповедь может проходить чисто внешне, обрядово. И тогда, конечно, может оказаться так, что я вроде поисповедовался, а грех продолжает меня мучить.
Повторять на исповеди сделанные грехи, особенно большие, необязательно. А вот каяться перед Богом нужно постоянно и всегда. Тогда Господь в какой-то степени поможет и не повторять их.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.