Найти в Дзене
Смотри в себя

Смерть — это зло или нет? Объясняет Алексей Осипов

Как следует относиться к смерти? Это зло или благо? Об этом рассказал православный богослов, профессор Алексей Ильич Осипов.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог, доктор богословия, заслуженный профессор Московской Духовной Академии и Семинарии, писатель, публицист, проповедник.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог, доктор богословия, заслуженный профессор Московской Духовной Академии и Семинарии, писатель, публицист, проповедник.

Алексей Ильич Осипов, учёный-богослов:

Смерть является естественным завершением процесса, когда человек отпал от источника жизни — Бога. Смерть — это естественный процесс.

Для верующего человека смерть является благом с точки зрения спасения. Я знаю, что вечно живу. Другое дело, мне не дано знать в какой год, день и час я умру...

Знание того, что каждый человек смертен, и я — тоже, в какой-то степени отрывает человека от земных благ. Я вижу, что все земные блага являются лишь мыльным пузырём, который может лопнуть в любой момент.

Когда человек задумывается о смысле жизни, верит в то, что есть вечная жизнь, что личность неуничтожима, то в этом случае память о смерти является благом. Она удерживает человека от страшных вещей, непотребных поступков и преступлений.

Сегодня ты убиваешь человека, чтобы завладеть его имуществом, а завтра ты сам умираешь и ничего с собой забрать не сможешь. Ты родился нагим и умрёшь нагим.

Люди очень спрашивают, как относиться к смерти маленьких детей? Если мы верим Богу, если мы верим, что Он есть любовь, что без Его ведома ничего не совершается худого, а всё совершается только во благо, то мы будем смотреть на любую смерть по иному.

Умереть всё равно придётся. Никуда мы не денемся. Никуда не сбежим. Мы не знаем, что лучше: умереть в младенческом возрасте, когда ещё нет страха смерти, или быть приговорённым к смертной казни?

Не зная, что человека ждёт в будущем, мы склонны фантазировать и сочинять. Ах, за что он умер, почему это произошло? Если мы верим, что Бог есть любовь, то эта смерть является лучшим вариантом для человека.

Почему важно иметь память смертную? Христианство призывает жить действительностью, а не мечтами. Ты знаешь, что ты приговорён к смерти, и зачем тогда строить фантазии?

Когда наши святые призывают нас думать о смерти, они призывают к трезвомыслию. Они напоминают, что человек смертен, и эта жизнь ему дана, как некий экзамен для вхождения в вечную жизнь.

Не лги, не воруй, не убивай... Веди себя соответствующим образом. Ты умрёшь и будешь держать ответ. Когда человек не думает о смерти, он занимается самообманом. Это полнейший самообман!

Ты пришёл в больницу, и у тебя диагностировали рак четвёртой степени. Ты будешь думать о смерти или нет? Повторюсь, мы все приговорены к смерти. И надо подготовиться к тому, чтобы достойно и умереть, и перейти в жизнь вечную.

Когда человек задумывается о смерти, он больше думает о смысле жизни. О том, чему отдать предпочтение. Он, наконец, задумывается о своём предназначении.

Можно ли подготовиться к смерти? Древние греки говорили: «Всю жизнь учись умирать». Учись — не в том смысле, что всю жизнь нужно страдать и переживать, что смерть неминуема.

Ничего подобного. Всю жизнь будь готов умереть с чистой совестью. В этом — вся суть христианства. Сохранить совесть чистой.

Меня часто спрашивают о невинных жертвах. То есть когда человек страдает невинно от чего-либо — войны, эпидемии, катастрофы...

Преподобный Марк Подвижник сформулировал один из духовных законов. Всё, что со мной происходит невольно, является следствием моих произвольных действий.

Никто не может знать, что происходит в душе человека. Но именно духовное состояние человека определяет всё то, что происходит в его жизни, а также определяет оптимальный вариант его смерти.

Смерть может быть очень разной. И мы не можем судить, по какой причине происходит человеческая кончина. Человек творит и доброе, и худое. И это сочетание не нам оценивать.

Но мы верим в Бога, и именно поэтому верим, что любая кончина человека является оптимальным вариантом для перехода в жизнь вечную.

Вообще все страдания, которые мы переносим, являются естественным следствием нарушения нами заповедей Божьих. Если мы голыми ногами пойдём по битому стеклу, то наши ноги будут израненными. Будет боль и воспаление.

Эти страдания нам даются? Нет. Это следствия наших действий. Страдания — это следствие, а не данность. Но человек — слепец. Он себя не видит. Он считает себя чистым агнцем.

Нужно прислушиваться к своей совести. Нужно беречь свою совесть. Я даже скажу так: христианин — это тот, кто имеет совесть. Бессовестный человек не может быть христианином.

Нужно стремиться жить по совести!

Марк Подвижник (IV-V вв.) — монах, автор аскетических сочинений. Прославлен в лике преподобных.
Марк Подвижник (IV-V вв.) — монах, автор аскетических сочинений. Прославлен в лике преподобных.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.