Фрэнсис Макдональд-Макнейр - одна из ярких фигур шотландского ар-нуво. Вместе с сестрой Маргарет, будущей супругой Ренни Макинтоша, она стояла у истоков “Глазговской школы”, создав собственный стиль - утонченный, символичный, пронизанный мистикой и поэзией. Ее работы, наполненные загадочными женскими образами и декоративной гармонией, стали своеобразным мостом между викторианской строгостью и модерном. Несмотря на то что часть ее наследия была утрачена, творчество Макдональд-Макнейр до сих пор вдохновляет дизайнеров и коллекционеров по всему миру.
Фрэнсис Макдональд-Макнейр (Frances MacDonald McNair) родилась 24 августа 1873 года в городке Кидсгроув, графство Стаффордшир. Ее отец был инженером на шахте, и именно здесь прошло ее детство. Вместе со старшей сестрой Маргарет она училась в местной женской школе, а в 1890 году семья перебралась в Глазго. Сестры поступили в знаменитую Школу искусств, где Фрэнсис освоила не только живопись, но и работу с металлом, тканями, вышивкой и декоративным стеклом.
В 1896 году Фрэнсис и Маргарет открыли собственную студию на Хоуп-стрит, 128. Здесь они создавали книжные иллюстрации, декоративные панели, витражи и чеканные изделия. Их вдохновляли кельтская мифология, фольклор, литература, а в образах угадывались отголоски творчества Уильяма Блейка, Обри Бердслея и других символистов.
В те годы судьба свела сестер с Чарльзом Ренни Макинтошем и Джеймсом Гербертом Макнейром. Молодых художников познакомил директор Школы искусств Фрэнсис Ньюбери, заметивший общность их стиля. Совместные работы привели к созданию творческого объединения, вошедшего в историю под названием “Группа четырех”, или “Школа Глазго”. В 1894 году они впервые выставили свои работы вместе и вызвали большой интерес у публики.
Творчество сестер стало заметным явлением не только в Шотландии. Их произведения выставлялись в Лондоне, Ливерпуле и даже в Венеции. Именно успех женщин-художниц стал основой для появления нового термина - “Glasgow Girls”, которым в англоязычном искусствоведении подчеркивали их отличие от “Glasgow Boys”. Сегодня значительная часть сохранившихся работ сестер находится в музее Келвингроув в Глазго.
В 1899 году Фрэнсис вышла замуж за Джеймса Герберта Макнейра и переехала к нему в Ливерпуль. Она преподавала, занималась дизайном тканей и украшений, а вместе с мужем продолжала работать над акварелями и интерьерными проектами. В 1902 году супруги представили “Женскую письменную комнату” на первой Международной выставке современного декоративного искусства в Турине. Они участвовали в выставках в Лондоне, Вене, Дрездене, а также спроектировали интерьеры собственного дома на Оксфорд-стрит.
Однако в 1905 году Ливерпульская школа закрылась, и семья столкнулась с трудностями. В 1908 году они вернулись в Глазго. В этот период Фрэнсис создала серию символистских акварелей, посвященных женской судьбе, материнству и браку, но ее новые работы не нашли широкой поддержки у публики. У супругов был сын Сильван, родившийся в 1900 году, который позже уехал жить в Родезию.
Несмотря на талант, имя Фрэнсис долго оставалось в тени - не только из-за того, что она покидала Глазго, но и из-за поступка ее мужа. После смерти художницы в 1921 году Джеймс Герберт Макнейр уничтожил многие ее произведения. Этот шаг стал одной из причин, почему ее творчество известно меньше, чем работы сестры Маргарет и Чарльза Ренни Макинтоша.
Сегодня сохранившиеся произведения Фрэнсис можно увидеть в Художественной галерее Хантера при Университете Глазго. Это напоминание о том, какой вклад она внесла в искусство модерна, несмотря на трагическую судьбу и забвение, в которое попала ее часть наследия.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.