Галлы в Total War: Rome II представлены как яростные, хаотичные, но опасные противники. Однако при ближайшем рассмотрении их армия оказывается смесью исторических фактов и игровых фантазий. Разберёмся, что в ней соответствует реальности, а что — выдумка разработчиков.
Знатные копейщики: знать не воевала пешим строем
Один из самых спорных юнитов — знатные копейщики. Выглядят внушительно: доспехи, копья, плотный строй. Но вот исторически — это нонсенс.
Галльская знать, как и у большинства кельтских народов, всегда сражалась верхом. Конь был не просто средством передвижения — это был символ статуса, власти и доблести.
Даже Гай Юлий Цезарь в «Записках о Галльской войне» отмечает, что даже молодые аристократы — солдуры — сопровождали своих вождей исключительно на конях, образуя элитное кавалерийское ядро армии.
Пешим строем сражались простолюдины — свободные, но не имевшие высокого положения. Их вооружение было скромным: в основном мечи и щиты, без полноценных доспехов. Они шли в бой массой, полагаясь на численность и ярость.
Так что знатные копейщики в плотном строю — это противоречие самой сути галльского общества. Нет ни одного свидетельства о том, что знать сражалась пешком в плотном строю.
Кельтские воины в армии Арвернов — зачем двойное название?
Ещё один странный момент — наличие юнита «кельтские воины» в составе армии Арвернов и Бойев.
Арверны и Бойи — галльские племена. А галлы — одно из крупнейших кельтских племенных объединений. То есть, по сути, все галлы и бойи — кельты, но не все кельты — галлы или бойи.
Но в игре уже есть наёмный юнит «галльские воины». Так зачем дублировать его под другим, более общим названием, будто это что-то иное?
Название «кельтские воины» звучит слишком расплывчато. Это как если бы в армии римлян появился отряд «италийские легионеры» — формально верно, но бессмысленно.
Логичнее было бы называть их «галльские воины» — единообразно и точнее.
А «кельтские» оставить для племён за пределами Галлии — например, для бриттов или галатов в Малой Азии.
Избранные, ветераны и знатные копейщики: войска, которых не было
Ещё одна серьёзная неточность — три юнита тяжёлой пехоты с копьями: избранные копейщики, копейщики-ветераны, знатные копейщики.
Проблема в том, что у галлов не существовало тяжёлой пехоты в строю с копьями, как у греков или македонян. Никакой фаланги, никакого строя с длинными копьями — ни в источниках, ни в археологии.
В галльском обществе воины высокого статуса полагались на меч — длинный, обоюдоострый, идеальный для рубящих ударов. Это было оружие элиты, символ доблести. Копьё же использовалось в основном для метания, а не для боя в строю.
Цезарь неоднократно описывает, как галлы бросают копья в начале сражения, а затем вступают в рукопашную с мечами. Он упоминает тяжёлую пехоту с мечами, которая могла сражаться и в плотном строю, но никаких данных о копейных формированиях — нет.
Так что копейщики как элитные отряды — это историческая фантазия, призванная добавить разнообразия, но нарушающая реальную тактику галлов.
Топорники: оружие, которого не было
И наконец — топорники.
Ещё один «крутой» юнит, который выглядит эффектно, но не имеет под собой оснований.
Ни в одном античном источнике, ни в одной археологической находке — нет упоминаний о том, что галлы или кельты массово использовали топоры как боевое оружие.
Их основное вооружение:
- Длинный меч — основное оружие ближнего боя,
- Метательные копья — для начальной атаки,
- Щит — большой, овальный, деревянный с металлическим умбоном.
Топор, если и применялся, то только как инструмент или в редких случаях — как оружие самообороны.
А вот боевой топор как стандартное оружие пехотинца — это выдумка, вдохновлённая поздними кельтскими легендами или викингами.
Конница — сила галлов, а пехота — перебор
Интересно, что римляне всегда отмечали превосходство галльской конницы. Именно она считалась элитной частью армии, в то время как пехота — более массовой и менее дисциплинированной.
И в этом Total War: Rome II попадает в точку: у Бойев и Арвернов конница ближнего боя действительно сильная, быстрая, устрашающая.
А вот с пехотой явный перебор. Слишком много «элитных» отрядов, слишком много доспехов, слишком много строя. Реальные галльские армии не были такими организованными.
Как это можно было бы исправить?
Если бы я был на месте разработчиков, я бы сделал конницу настоящей изюминкой галльских племён. Например:
- Ограниченные элитные отряды конницы и тяжёлой пехоты — не более 20–30% от общей численности армии.
- Остальные слоты — лёгкая пехота и застрельщики, вооружённые мечами и метательными копьями.
- Лёгкой и средней пехоте — бонус к натиску и атаке, но резкое падение боевого духа при гибели полководца.
Почему? Потому что все галльские армии держались на авторитете вождя. Как только он погибал или убегал — армия часто теряла боеспособность и начинала отступать или рассыпалась.
Это добавило бы исторической глубины и тактической уникальности — вместо шаблонных «элитных копейщиков» — реалистичная, хрупкая, но опасная в атаке армия.
Вывод: стиль важнее правды?
Total War: Rome II — игра, где визуальная мощь часто важнее исторической достоверности.
Арверны и Бойи — яркий пример: громкие атаки, разнообразные отряды, «элитные» юниты…
Но чем глубже копаешь — тем больше понимаешь: реальные галлы воевали иначе.
- Знатные копейщики? — Нет, знать сражалась верхом.
- Тяжелые копейщики? — Не существовали.
- Кельтские воины в армии галлов? — Тавтология.
- Топорники? — Оружие, которого не было.
А настоящая сила галлов была в яростной, хаотичной атаке, в метании копий, в решающем ударе мечами — без строя, без щитов в фаланге, без топоров.
Может, пора переосмыслить, что значит «историческая фракция» в стратегиях?
А вы бы хотели видеть в Total War фракции без вымысла — с реальными тактиками и логикой?
Пишите в комментариях — обсудим!
#TotalWar #Rome2 #Галлы #Цезарь #История #ДревнийМир #Армия #ГальскаяВойна