Поскольку работаю я преимущественно с управленцами, от них и получаю в основном информацию о том, что в их бизнесах и подразделениях происходит.
И довольно часто слышу от руководителей разных уровней то ли жалобу, то ли претензию к миру и подчиненным – мол, некогда мне тратить время на людей, у них есть должностные обязанности и планы, я им плачу за то, то они их выполняют, вот пусть и выполняют, а не ко мне с вопросами пристают…
Предлагаю разобраться, кто, в чем и в каком объеме тут прав.
Итак, вы людей наняли, чтобы они выполняли определенный функционал – какой именно, определяют должностные инструкции и регламенты. Либо формулировка «поручения руководителя», но это на крайний случай, лучше таким не злоупотреблять. И это тема для другой статьи.
Так вот – у человека есть какие-то обязанности – и он их может выполнять хорошо или плохо. А от чего зависит, как именно он будет их выполнять? Вот основные моменты:
- Есть ли система обучения и регламентов (а они по сути содержат алгоритмы выполнения каких-либо действий) – а за их составление, существование и актуальность отвечает руководитель.
- Правильно ли ставятся задачи, есть ли контроль исполнения – а это опять входит в полномочия руководителя, а не исполнителя.
- Мотивирован ли сотрудник на выполнение тех или иных функций – это не про зарплату (хотя бесплатно точно никто не мотивируется, за очень редким исключением, где тоже полно подводных камней). Это про то, нравится ли ему непосредственно работа, вы как руководитель, коллектив и т.д.
Но это была, так сказать, первая вводная в теме влияния на качество работы человека. Вторая – если люди в течение всего рабочего дня (причем каждый день, а не иногда) работают с удовольствием, без ошибок или ошибаются очень редко, то это хорошо! И в интересах руководителя сделать так, чтобы это было так!
Вот только такого не бывает, если провалена первая вводная – с инструкциями, постановкой задач и мотивацией делать как можно лучше. Потому что не получится ехать на велосипеде, если крутить педали не умеешь или цепь слетела. Не получится найти Х, если никто не объяснил, что такое уравнение. И выучить стихотворение Пупкина (не Пушкина), если такого автора вообще не существует (хотя некоторым удается его самим сочинить и прикрыться псевдонимом, но это уже другая задача, не всегда соответствующая общим целям). Даю знакомые всем детские примеры – в работе каждый свое вспомнит.
И чтобы все это сошлось, сбылось, чтобы люди хорошо работали, руководителю нужно все эти моменты учесть (не только их, но сейчас шире не берем). А если посмотреть на эти вводные попристальней, получается, что для руководителя это процесс МАСШТАБИРОВАНИЯ САМОГО СЕБЯ!
Да, руководитель фактически передает людям СВОЕ отношение к работе, знания, способ мышления в плане работы, критерии оценки качества выполнения обязанностей и т.д. То есть себя масштабирует – умножьте вот это все на количество нанятых людей!
Чисто хозрасчетные отношения между руководителем (владельцем бизнеса) и подчиненными, конечно, работают – но мотивация при этом снижается. Человеку нужен человек – общение, обратная связь, при необходимости помощь и т.д. Никто не хочет чувствовать себя функцией – если у сотрудника есть ощущение, что он просто выполняет обязанности, а сам по себе никому не интересен и не нужен, он и будет просто выполнять обязанности – без вовлеченности и желания получить результат. Он же тут не для достижения общей цели, а для получения зарплаты за определенный объем работ (если можно объем снизить при сохранении зарплаты, он это сделает).
Поэтому – если вы руководитель, не жалейте времени на людей. Да, надо знать меру – не посвящайте этому слишком много времени, помните о том, что люди должны выполнять работу, а «хороший человек – не профессия», но помните, что ЧЕЛОВЕКУ НУЖЕН ЧЕЛОВЕК! И только на этом уровне можно передать кому-то не только умение соблюдать инструкции, но и стремление делать свое дело хорошо.
Кстати, можно ведь и высвободить время для этого, автоматизировав обучение и регламенты, постановку задач и контроль, взаимодействие по формальным вопросам – современные технологии это позволяют! И тогда не придется вздыхать «и рад бы с ними общаться, но времени нет, с формальными рабочими задачами бы разобраться». Например, я и у себя в команде, и у своих клиентов использую Битрикс24 – система хорошо подстраивается под разные виды и модели бизнеса, забирает на себя множество вопросов, которые больше нет нужды держать в голове или писать на бумагу (а потом долго искать нужный пункт в списке), реально высвобождает время и повышает результативность сотрудников и руководителей. Если хотите подробностей или нужна помощь в настройке, обращайтесь. И по поводу групповых обучений, индивидуальной работы, подбора кадров – пишите в WhatsApp на номер 8-931-009-26-76.
Буду рада вашим подпискам, лайкам и комментариям - приятно знать, что моя работа интересна и полезна людям. Подписывайтесь на мой Телеграм, и на мой ВК (контент не дублирую, там другая информация).