Мультсериал «Ну, погоди!» оказался востребованным. Первые серии понравились зрителю, благодаря чему мы получили долгоиграющую мульт-историю.
В первой части мы рассмотрели первые три серии классических выпусков. Самое время приступить к просмотру следующих.
Четвертый выпуск (1971): стадионная серия
Четвертая серия «Ну, погоди!» несколько выбивается из стройного ряда предыдущих и следующих выпусков. Во-первых, она вышла через несколько месяцев после третьего эпизода. Во-вторых, привычный антагонизм Волка и Зайца тут минимален. Эта серия в основном посвящена Волку и спортивному движению на стадионе.
Четвертый эпизод показали на нескольких фестивалях. В 1973 году в Италии выпуск получил премию в категории детских спортивных фильмов. Через год в Вене решалась судьба Олимпийских игр 1980 года. Возможно, именно для этих событий и готовилась серия, как своеобразная реклама спорта в СССР.
Пролог
Уже в прологе нам задается направление серии — это история самолюбования Волка и его падения.
Мы видим, что каким-то чудесным образом Волк подался в спортсмены. И даже нацепил на себя медаль за первое место. Это вызывает удивление, так как вся история персонажа говорила нам о полной противоположности в ориентирах Волка. Никаким здоровым образом жизни там и не пахнет.
Но скоро мы понимаем, в чем дело. Появление Волка на стадионе — это история древнегреческого Эзопа о тщеславии.
Волк, пытаясь казаться не тем, кем является, упивается своим образом и лицемерием. В реальности, спорт и зубастый — это антонимы.
Первое, что его выдает, — форма. На нём явный синий спортивный костюм, который принадлежит «Динамо». Но на нём мы видим лейблы «Спартака». Людям, далеким от спорта, возможно, не понятен контекст. А вот зрители, которые знают о вражде этих клубов, сразу поймут, насколько нелеп внешний вид Волка.
Не вдаваясь в подробности, отмечу, что вражда «Динамо» и «Спартака» выходит далеко за рамки спорта и длится десятилетиями еще с 30-х. В этой истории есть и политические, и социальные подтексты. Так что представить ситуацию, что кто-то наденет форму «Динамо» и пришьет к нему лейбл «Спартака», почти немыслимо. Как минимум, такой «спортсмен» будет бит фанатами обоих коллективов.
История о спорт и имитаторах
Основная часть серии развивает мысль о том, как Волк пытается казаться тем, кем не является. Буквально через несколько минут мы видим наглядную иллюстрацию выражения «пупок развяжется», когда персонаж пытается взять вес, к которому не готов.
«Даже одна снежинка может погнуть лист бамбука». Для волка такой снежинкой становится бабочка. Буквально «эффект бабочки» в действии. Как вам такая отсылка к «теории хаоса» Анри Пуанкаре в мультфильме?
Мысль авторов о глупости такого поведения, как у волка, максимально понятна для детей и иллюстрируется его неудачами и пустыми потугами казаться спортсменом.
В финале Волк предстает в истинном своем обличии. Липовая медаль потеряна, форма порвана, а раздутое эго ущемлено, лишь розовые труселя в цветочек остались на нём.
Социальный контекст
Пропаганда спортивного образа жизни всегда занимала ключевое место в общественной повестке СССР. Серия устраивает экспресс-тур по наиболее популярным сольным направлениям физического времяпрепровождения.
Тут и легкая, и тяжелая атлетика, бокс, единоборства и городки.
Забавно, что борьбой занимается бамбуковый медведь, родина которого Китай, в котором с древних времен это был значимый вид спорта. Бокс в классическом виде появился в Европе, так что не удивительно, что им занимается европейский барсук. Правда, непонятно, почему в любимую игру Льва Толстого «городки» играет африканский бегемот, бурый медведь смотрелся бы символичнее.
В целом достаточно забавный эпизод. Забегая вперед, можно сказать, что к спортивной тематике мультфильм еще вернется в будущем.
Иронично, что в образе волка высмеивалась тяга к самолюбованию и эгоцентризму. Волк стал отечественным пионером селфи и наряжательства. Забавно, что 50 лет спустя именно такое поведение стало доминирующим в обществе, где в век смартфонов основной контент в соцсетях — это фото самих себя в разных позах и костюмах. В том числе из фитнес-клубов. Мир фальши, где большинство выдают себя за тех, кем они не являются.
Пятый выпуск (1972): городская история
Пролог
Вернувшись в привычный ритм производства, новый пятый эпизод вышел через год. И это классическая развлекательная серия, в которой больше гэгов и меньше смыслов.
Пожалуй, говоря современным языком, это одна из самых меметичных серий, так как именно тут показаны многие шутки, которые «ходят» в народе до сих пор.
Например, сцена с выкуриванием зайца из телефонной будки, в которой волк использует главное своё преимущество — наличие дурных привычек.
Или знаменитое «Алло, это заяц?», сказанное в перевернутой будке. Забавно, что через год выйдет «Иван Васильевич меняет профессию», где знаменитое «Алло, Галочка» также уйдет в народ.
Городская история безбилетника
Всю серию мы можем наблюдать виды города, в котором происходят «догонялки». Тут и привычные нам прилавки с летним урожаем, городской транспорт и магазины.
Так троллейбус становится обоюдной ловушкой для героев. И хоть большая часть волка остается снаружи, это не мешает зайцу обилетить его.
Есть тут и метро, явно московское, которое становится площадкой для погони. Именно там есть сцена с достаточно пугающими турникетами, которые, словно живые, не собираются пропускать безбилетника.
Интересно, кто-то из юных зрителей после увиденного завязал с практикой катания «зайцем»?
Особо интересной является сцена в магазине телевизоров. Помимо запоминающихся визуальных шуток, она содержит реликт эпохи.
Прогуливая вместе с Волком мимо стеллажей, мы можем заметить интересную деталь: на продажу стоят одновременно и черно-белые, и цветные телевизоры.
Первые цветные модели начали появляться в СССР еще в середине 50-х годов, однако полноценный цветной эфир стал массово доступен лишь к концу 60-х.
Черно-белые аппараты десятилетия оставались доступными и распространенными среди большинства населения, тогда как цветные, несмотря на свое техническое превосходство, стоили значительно дороже и приобретались далеко не каждой семьей.
Пятая серия оказалась достаточно легкой и богатой на визуальные шутки в индустриальном антураже. И хоть смыслов в ней меньше (только мотив про безбилетников), это никак ей не мешает.
Шестой выпуск (1973): сельская история
Пролог
Год спустя авторы меняют городской пейзаж на сельский. Именно в загородом поле мы видим довольного волка на пикнике. Тут он и встречает зайца, который занимается парашютным спортом.
Парашютизм всегда был популярным хобби в СССР. Этот досуг тесно связан с ГТО (готов к труду и обороне) и ДОСААФ (добровольное общество содействия армии, авиации и флоту), так что не удивительно, что еще с 30-х годов прыжки с парашютом популяризировались в обществе.
Прыжки осуществляются с всемирно известного АН-2, он же «кукурузник». Грустно, что в реальности и спустя 50 лет этому ветерану не смогли создать замену, и он до сих пор остается востребован, хоть и морально устарел. Но это другая история...
Сельская жизнь
Осуществляя чудеса эквилибристики, волк смог приземлиться без парашюта в курятнике, начав тем самым путешествие в селе.
Серия смотрится очень динамично и бодро. И благодаря тщательно подобранному саундтреку у зрителя появляется ощущение деревенской жизни.
Весь музыкальный ряд строится на крестьянских мотивах, в котором много народных инструментов: ложки, гусли и баян.
Еще в прологе нас встречает тема степи.
В основном сюжете, безусловно, главным мотивом становится песня «Песняров» — «Косил Ясь конюшину».
А финал с пригородной электричкой хорошо продолжает «Танец с саблями».
Вообще, мне кажется, что это одна из самых музыкальных серий «Ну, погоди!». И любой советский ребенок при звуках любой из названных композиций сразу вам сказал бы, что это из мультика.
В целом, серия хорошо отзеркаливает прошлый выпуск, создавая интересный контраст между городом и селом. Если в первом главная опасность — это стать безбилетником, то во втором ты рискуешь получить солью по пятой точке, если влезешь в чужой огород.
Заключение
После просмотра шести серий мультфильма становится понятна траектория, по которой двигаются авторы.
Все серии можно разделить на две группы: воспитательные и развлекательные. Первые содержат больше контекста, задача которого — научить молодое поколение общественно приемлемому поведению. Вторая группа — это классические развлекательные мультфильмы, которые смешат и веселят.
Но, что важно, авторы всегда сохраняют баланс, не впадая в морализаторство, но и не делая пустышки-аттракционы. Любой выпуск несет смыслы, которые можно обобщенно назвать вариациями басни древнегреческого Эзопа про «Зайца и Черепаху».
Спасибо, что дочитали статью до конца! Буду рад узнать ваше мнение в комментариях. Если вам было интересно и полезно — ставьте 👍, подписывайтесь на канал и оставайтесь на связи!
Больше контента о кино на канале и в группе VK