«Ну, погоди!» — это, безусловно, золотая классика отечественной мультипликации. Классические 16 выпусков вышли в период с 1969 по 1986. Далее были попытки реанимировать серию в 90-х и нулевых. И совсем недавно был осуществлен перезапуск новых серий, сделанных с помощью 3D-графики.
Серия мультфильмов интересна динамикой изменения технологий производства и социального контекста, который находил отображение в каждой серии.
Предлагаю вспомнить этот классический мультфильм. Проследить его контекст, темы и приёмы, которые использовали авторы. А в финале попробуем разобраться, что же не так с новыми сериями и почему они никогда не получат такого же культового статуса, что и оригинал. Начнем наш просмотр с первых 3-х серий.
Первый выпуск (1969): Пилотная, пляжная серия
Пролог
Первая серия, или, как бы её назвали сейчас, «пилотная». Зрителю заявляют главных героев: хулигана Волка и пай-мальчика Зайца. Уже с первых минут мы понимаем двигатель истории: волк пытается поймать, заяц пытается убежать. На этом антагонизме и будут строиться все комичные и драматичные ситуации.
В прологе мы получаем первую отсылку, которую делают авторы мультфильма. Волк лезет на балкон, насвистывая «Песню о друге» Владимира Высоцкого. Эта песня является главной темой фильма «Вертикаль» (1966), в котором играл бард и который рассказывал историю альпинистов.
Изначально именно Высоцкий должен был озвучивать Волка, но бард всегда был на полуразрешенном положении в СССР, так что неудивительно, что и в этот раз цензура не пропустила его кандидатуру.
Пляжный эпизод
Забавно, что после пролога и начальных титров начинается основная часть серии, и она пляжная.
В современном японском аниме есть понятие «пляжного эпизода» — это серия, которая никак не развивает основной сюжет, а показывает главных героев в нестандартной и расслабленной ситуации. «Ну, погоди» показало такой эпизод еще в 70-х.
Сам эпизод — это классическая комедия положений и гэги. Волк каждый раз уже чувствует запах желанной цели, но в последнюю секунду зайцу удается улизнуть. Лейтмотивом этого сюжета становится песня «Последняя электричка», буквально описывающая ситуацию такой близкой и такой упущенной цели.
Социальный контекст
В первой серии закладывается один из главных социальных посылов: одобрение здорового образа жизни и порицание вредных привычек.
На протяжении всего мультфильма очень часто будут появляться сигареты, которые без конца выкуривает как Волк, так и взрослые животные. В противовес им будет показываться образ молодых зверят, которые занимаются спортом, чтением, наукой и другими полезными занятиями. Именно поэтому на плакате «Пейте морковный сок» изображен заяц.
Другой интересной деталью, становится пропаганда законопослушного поведения.
В прологе Волк пинает мусорку, после чего в скором времени попадает в лапы к медведям в форме. Спустя несколько минут мультфильма Волк снова намеревается совершить злодеяние, но в его памяти что-то щелкает и он оставляет бак в покое. Ненавязчивый пример эффективной воспитательной работы.
Техническое состояние мультфильма
«Ну, погоди» является примером классической 2D-анимации СССР. Её отличительной чертой является детальная проработка переднего плана и главных героев и минималистичное и грубое отображение заднего фона. Такой подход позволяет экономить на производстве, но при этом уделять внимание главному.
Главное, что разительно отличает «Ну, погоди!» от других советских мультиков, — это большое внимание к музыкальному сопровождению. Саундтрек сериала сделан очень профессионально и включает композиции как поп-культуры СССР, так и зарубежных (это будет далее).
Но и помимо этого, все комические ситуации имеют свои мультяшные звуки, которые усиливают комедийный эффект. Это необычно, так как такие решения скорее присущи зарубежным мультфильмам.
В целом первый эпизод устроил как цензуру, так и зрителя, что и позволило продолжить выпуск сериала. В скором времени в эфир вышла вторая часть.
Второй выпуск (1970): Мистическая, парковая серия
Пролог
Второй эпизод вышел через год. Он рассказывает о похождениях нашей парочки по вечернему парку. Уже в прологе видно одно существенное изменение: качество картинки стало значительно лучше.
Из забавного: в образ Волка добавляется не только любовь к барду Высоцкому, но и к «цыганщине». В своих бряцаньях на гитаре он напевает «Очи черные». Песню о тяге к объекту желания. Прямо как тянет Волка к Зайцу.
Мистика советского парка
Эпизод показывает нам новую локацию — советский вечерний парк, в котором жители осуществляют свой досуг. Главная тема — мистика и фокусы. Именно они завораживают Волка, который видит, как маг на сцене вытаскивает Зайца из шляпы. Классический фокус и манна небесная для зубастого охотника.
Затем действия перетекают в парк аттракционов, в котором Волк, катаясь на колесе обозрения, рассматривает свою жертву. Происходит это, кстати, под песню Муслима Магомаева.
Очень интересной с точки зрения психологии персонажей становится сцена в комнате смеха. Находясь в зазеркалье, грань между врагами размывается, заставляя на некоторое время прекратить игры в кошки-мышки.
Зеркала в культуре — это всегда символ смешения яви и нави. Иногда именно через коллизию отображения видно реальную сущность смотрящего. Забавно, что одно из зеркал показывает реальные личины Волка и Зайца.
Хоть Волк и показан как сторона силы и агрессии, по факту он всегда находится в уязвимом положении. Именно он всегда получает травмы, он попадает в унизительные ситуации и страдает. Заяц же, хоть формально и является жертвой, по факту всегда ведет игру в кошки-мышки со своим визави, что говорит о нем как о реальной силе.
Социальный контекст
Серия рассказывает про отдых граждан. Парк, как место сосредоточения культурно-массовых мероприятий, — отличное место для этого. Лично мне этот эпизод очень напоминает такой же в фильме «Я шагаю по Москве» (1963). Стилистика очень похожа.
Создатели продолжают пропаганду социально одобряемого поведения. И в данном случае понятие пропаганды используется в положительном контексте.
Завершая со вторым эпизодом, можно констатировать, что техническое качество улучшилось. Именно в этом эпизоде Заяц получил полноценные фразы, которые озвучивала Клара Румянова. Волка Анатолия Папанова мы слышали уже в первой серии.
Третий выпуск (1971): дорожная серия
Пролог
Снова выдержав годовую паузу, зрители смогли увидеть третий выпуск мультсериала. Его можно назвать дорожным, так как локацией стали загородные трассы.
Волк предстает в новой ипостаси — мотоциклиста. Самое интересное, что его байк не особо похож на отечественный. Лично мне он напоминает JAWA-500 OHC чехословацкого производства. Интересная деталь, говорящая о том, что Волк у нас не какая-то простая шпана.
Наклейка на мотоцикле тоже достаточно интересная. Ничего человечное волку не чуждо.
В прологе используется интересный киноприём, так называем «глаз бога», когда сцена показывается с высоты птичьего полёта. Вообще, такой приём нечасто встретишь в мультипликации, что говорит об определённой смелости авторов в техническом исполнении.
Дорожная история
Сам эпизод не так богат сюжетно, но имеет ряд отсылок или артефактов времени. Например, ЗИЛ «Живая рыба», который раньше можно было часто увидеть на дорогах страны Советов.
В одной из сцен можно увидеть выпуск номера «За рулем», пожалуй, самый главный автожурнал в СССР и постсоветском пространстве. Интересно, что персонаж Ежика копается под гоночным болидом с номером 13. Именно его угоняет Волк для своей погони за Зайцем.
Вообще номер 13 — это известная чертова дюжина, из-за чего его никогда не используют в гонках. Почти. Было одно исключение, именно под таким номером в F1 гонялся мексиканец Мойзес Солана на болиде BRM P57 в чемпионате 1963. Если сравнить его с нарисованным, явно вырисовываются сходства. Предположу, что это не случайная отсылка от авторов.
Социальный контекст
Мультфильм продолжает пропаганду здорового образа жизни. На этот раз использован интересный приём, когда волк прикуривает от сигареты котёнка, причём сделано это явно в пренебрежительной форме, так как им же волк еще и протер свой мотокостюм. Мораль: курение плохо, а тем более в молодом возрасте. Оно не делает вас крутым.
Заключение
Таким получились первые серии культового «Ну, погоди!». Мультфильм сильно отличается от прототипа, который создавался до первого выпуска в 1969 году.
Залогом успеха стали тщательная проработка технической составляющей серий. Они наполнены большим количеством отсылок к поп-культуре, причем не только советской.
Каждая серия содержит понятные посылы о том, что такое хорошо, а что такое плохо. При этом они показываются через сюжет, а не через морализаторские разговоры. А наблюдать за трагикомическими сценами интересно, чем и обусловлено внимание детской аудитории. При этом взрослым тоже есть на что посмотреть, так как авторы вшили в структуру произведения много элементов реальности.
Именно эти факторы и сделали «Ну, погоди!» столь любимым и важным произведением советской мультипликации. А о том, как оно развивалось, поговорим в следующих частях.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Буду рад узнать ваше мнение в комментариях. Если вам было интересно и полезно — ставьте 👍, подписывайтесь на канал и оставайтесь на связи!