Найти в Дзене

«Ну, погоди!»: мультистория длинной в 50 лет. Часть 1

«Ну, погоди!» — это, безусловно, золотая классика отечественной мультипликации. Классические 16 выпусков вышли в период с 1969 по 1986. Далее были попытки реанимировать серию в 90-х и нулевых. И совсем недавно был осуществлен перезапуск новых серий, сделанных с помощью 3D-графики. Серия мультфильмов интересна динамикой изменения технологий производства и социального контекста, который находил отображение в каждой серии. Предлагаю вспомнить этот классический мультфильм. Проследить его контекст, темы и приёмы, которые использовали авторы. А в финале попробуем разобраться, что же не так с новыми сериями и почему они никогда не получат такого же культового статуса, что и оригинал. Начнем наш просмотр с первых 3-х серий. Первая серия, или, как бы её назвали сейчас, «пилотная». Зрителю заявляют главных героев: хулигана Волка и пай-мальчика Зайца. Уже с первых минут мы понимаем двигатель истории: волк пытается поймать, заяц пытается убежать. На этом антагонизме и будут строиться все комичные
Оглавление

«Ну, погоди!» — это, безусловно, золотая классика отечественной мультипликации. Классические 16 выпусков вышли в период с 1969 по 1986. Далее были попытки реанимировать серию в 90-х и нулевых. И совсем недавно был осуществлен перезапуск новых серий, сделанных с помощью 3D-графики.

Серия мультфильмов интересна динамикой изменения технологий производства и социального контекста, который находил отображение в каждой серии.

Предлагаю вспомнить этот классический мультфильм. Проследить его контекст, темы и приёмы, которые использовали авторы. А в финале попробуем разобраться, что же не так с новыми сериями и почему они никогда не получат такого же культового статуса, что и оригинал. Начнем наш просмотр с первых 3-х серий.

Первый выпуск (1969): Пилотная, пляжная серия

Пролог

-2

Первая серия, или, как бы её назвали сейчас, «пилотная». Зрителю заявляют главных героев: хулигана Волка и пай-мальчика Зайца. Уже с первых минут мы понимаем двигатель истории: волк пытается поймать, заяц пытается убежать. На этом антагонизме и будут строиться все комичные и драматичные ситуации.

-3

В прологе мы получаем первую отсылку, которую делают авторы мультфильма. Волк лезет на балкон, насвистывая «Песню о друге» Владимира Высоцкого. Эта песня является главной темой фильма «Вертикаль» (1966), в котором играл бард и который рассказывал историю альпинистов.

Изначально именно Высоцкий должен был озвучивать Волка, но бард всегда был на полуразрешенном положении в СССР, так что неудивительно, что и в этот раз цензура не пропустила его кандидатуру.

Пляжный эпизод

-4

Забавно, что после пролога и начальных титров начинается основная часть серии, и она пляжная.

В современном японском аниме есть понятие «пляжного эпизода» — это серия, которая никак не развивает основной сюжет, а показывает главных героев в нестандартной и расслабленной ситуации. «Ну, погоди» показало такой эпизод еще в 70-х.

-5

Сам эпизод — это классическая комедия положений и гэги. Волк каждый раз уже чувствует запах желанной цели, но в последнюю секунду зайцу удается улизнуть. Лейтмотивом этого сюжета становится песня «Последняя электричка», буквально описывающая ситуацию такой близкой и такой упущенной цели.

Социальный контекст

-6

В первой серии закладывается один из главных социальных посылов: одобрение здорового образа жизни и порицание вредных привычек.

На протяжении всего мультфильма очень часто будут появляться сигареты, которые без конца выкуривает как Волк, так и взрослые животные. В противовес им будет показываться образ молодых зверят, которые занимаются спортом, чтением, наукой и другими полезными занятиями. Именно поэтому на плакате «Пейте морковный сок» изображен заяц.

-7

Другой интересной деталью, становится пропаганда законопослушного поведения.

В прологе Волк пинает мусорку, после чего в скором времени попадает в лапы к медведям в форме. Спустя несколько минут мультфильма Волк снова намеревается совершить злодеяние, но в его памяти что-то щелкает и он оставляет бак в покое. Ненавязчивый пример эффективной воспитательной работы.

Техническое состояние мультфильма

-8

«Ну, погоди» является примером классической 2D-анимации СССР. Её отличительной чертой является детальная проработка переднего плана и главных героев и минималистичное и грубое отображение заднего фона. Такой подход позволяет экономить на производстве, но при этом уделять внимание главному.

-9

Главное, что разительно отличает «Ну, погоди!» от других советских мультиков, — это большое внимание к музыкальному сопровождению. Саундтрек сериала сделан очень профессионально и включает композиции как поп-культуры СССР, так и зарубежных (это будет далее).

Но и помимо этого, все комические ситуации имеют свои мультяшные звуки, которые усиливают комедийный эффект. Это необычно, так как такие решения скорее присущи зарубежным мультфильмам.

-10

В целом первый эпизод устроил как цензуру, так и зрителя, что и позволило продолжить выпуск сериала. В скором времени в эфир вышла вторая часть.

Второй выпуск (1970): Мистическая, парковая серия

Пролог

-11

Второй эпизод вышел через год. Он рассказывает о похождениях нашей парочки по вечернему парку. Уже в прологе видно одно существенное изменение: качество картинки стало значительно лучше.

Из забавного: в образ Волка добавляется не только любовь к барду Высоцкому, но и к «цыганщине». В своих бряцаньях на гитаре он напевает «Очи черные». Песню о тяге к объекту желания. Прямо как тянет Волка к Зайцу.

Мистика советского парка

-12

Эпизод показывает нам новую локацию — советский вечерний парк, в котором жители осуществляют свой досуг. Главная тема — мистика и фокусы. Именно они завораживают Волка, который видит, как маг на сцене вытаскивает Зайца из шляпы. Классический фокус и манна небесная для зубастого охотника.

-13

Затем действия перетекают в парк аттракционов, в котором Волк, катаясь на колесе обозрения, рассматривает свою жертву. Происходит это, кстати, под песню Муслима Магомаева.

Очень интересной с точки зрения психологии персонажей становится сцена в комнате смеха. Находясь в зазеркалье, грань между врагами размывается, заставляя на некоторое время прекратить игры в кошки-мышки.

-14

Зеркала в культуре — это всегда символ смешения яви и нави. Иногда именно через коллизию отображения видно реальную сущность смотрящего. Забавно, что одно из зеркал показывает реальные личины Волка и Зайца.

-15

Хоть Волк и показан как сторона силы и агрессии, по факту он всегда находится в уязвимом положении. Именно он всегда получает травмы, он попадает в унизительные ситуации и страдает. Заяц же, хоть формально и является жертвой, по факту всегда ведет игру в кошки-мышки со своим визави, что говорит о нем как о реальной силе.

Социальный контекст

-16

Серия рассказывает про отдых граждан. Парк, как место сосредоточения культурно-массовых мероприятий, — отличное место для этого. Лично мне этот эпизод очень напоминает такой же в фильме «Я шагаю по Москве» (1963). Стилистика очень похожа.

-17

Создатели продолжают пропаганду социально одобряемого поведения. И в данном случае понятие пропаганды используется в положительном контексте.

-18

Завершая со вторым эпизодом, можно констатировать, что техническое качество улучшилось. Именно в этом эпизоде Заяц получил полноценные фразы, которые озвучивала Клара Румянова. Волка Анатолия Папанова мы слышали уже в первой серии.

Третий выпуск (1971): дорожная серия

Пролог

-19

Снова выдержав годовую паузу, зрители смогли увидеть третий выпуск мультсериала. Его можно назвать дорожным, так как локацией стали загородные трассы.

-20

Волк предстает в новой ипостаси — мотоциклиста. Самое интересное, что его байк не особо похож на отечественный. Лично мне он напоминает JAWA-500 OHC чехословацкого производства. Интересная деталь, говорящая о том, что Волк у нас не какая-то простая шпана.

-21

Наклейка на мотоцикле тоже достаточно интересная. Ничего человечное волку не чуждо.

-22

В прологе используется интересный киноприём, так называем «глаз бога», когда сцена показывается с высоты птичьего полёта. Вообще, такой приём нечасто встретишь в мультипликации, что говорит об определённой смелости авторов в техническом исполнении.

Дорожная история

-23

Сам эпизод не так богат сюжетно, но имеет ряд отсылок или артефактов времени. Например, ЗИЛ «Живая рыба», который раньше можно было часто увидеть на дорогах страны Советов.

-24

В одной из сцен можно увидеть выпуск номера «За рулем», пожалуй, самый главный автожурнал в СССР и постсоветском пространстве. Интересно, что персонаж Ежика копается под гоночным болидом с номером 13. Именно его угоняет Волк для своей погони за Зайцем.

-25

Вообще номер 13 — это известная чертова дюжина, из-за чего его никогда не используют в гонках. Почти. Было одно исключение, именно под таким номером в F1 гонялся мексиканец Мойзес Солана на болиде BRM P57 в чемпионате 1963. Если сравнить его с нарисованным, явно вырисовываются сходства. Предположу, что это не случайная отсылка от авторов.

Социальный контекст

-26

Мультфильм продолжает пропаганду здорового образа жизни. На этот раз использован интересный приём, когда волк прикуривает от сигареты котёнка, причём сделано это явно в пренебрежительной форме, так как им же волк еще и протер свой мотокостюм. Мораль: курение плохо, а тем более в молодом возрасте. Оно не делает вас крутым.

Заключение

-27

Таким получились первые серии культового «Ну, погоди!». Мультфильм сильно отличается от прототипа, который создавался до первого выпуска в 1969 году.

Залогом успеха стали тщательная проработка технической составляющей серий. Они наполнены большим количеством отсылок к поп-культуре, причем не только советской.

Каждая серия содержит понятные посылы о том, что такое хорошо, а что такое плохо. При этом они показываются через сюжет, а не через морализаторские разговоры. А наблюдать за трагикомическими сценами интересно, чем и обусловлено внимание детской аудитории. При этом взрослым тоже есть на что посмотреть, так как авторы вшили в структуру произведения много элементов реальности.

Именно эти факторы и сделали «Ну, погоди!» столь любимым и важным произведением советской мультипликации. А о том, как оно развивалось, поговорим в следующих частях.

«Ну, погоди!»: история серии | Закрома Гая Мецената | монологи о кино и не только | Дзен
-28

Спасибо, что дочитали статью до конца! Буду рад узнать ваше мнение в комментариях. Если вам было интересно и полезно — ставьте 👍, подписывайтесь на канал и оставайтесь на связи!

Больше контента о кино на канале и в группе VK