Казалось бы, личностей такого масштаба как Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) изучили вдоль и поперёк, и никаких загадок тут быть не может.
Ан нет!
Загадка есть, да к тому же ещё и связанная с военной службой!
На научно-практической конференции «XIV Плёсские чтения», состоявшейся 13 – 14 ноября 2015 года, был озвучен доклад искусствоведа Михаила Анатольевича Рогова «Тайна происхождения И. И. Левитана и её возможное влияние на его творчество».
В чём же заключается эта самая тайна?
Предваряя своё открытие, Рогов задаётся вопросом: почему литовский еврей Левитан, придерживаясь своей веры, не крестился, «но часто писал церкви и иные исконно русские мотивы, стремился ассимилироваться, не афишировал детали биографии», в отличие от другого (уже всемирно) известного еврейского художника Марка Шагала.
Странно то, что о раннем периоде жизни Левитана известно крайне мало, и даже самая близкая его родня не спешила делиться какими-либо подробностями. Так, например, старший брат Авель (он же Адольф Ильич Левитан) на все обращения осветить юность художника, всегда отвечал отказом и даже уничтожил кое-какие документы.
Старшая сестра Двойра (впоследствии Тереза Ильинична Бирчанская, 1856 г.р.), правда, была немного откровеннее, но тумана она не рассеяла.
Официальная биография живописца гласит, что он родился 18-го августа 1860 года в местечке Кейданы, Ковенского уезда и губернии в семье местного раввина, мещанина Эльяша (Ильи) Абрамовича Левитана (1827 – 1877), который преподавал французский и немецкий языки в Ковно, а затем работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которую вела французская компания. Женой его была некая Бася Зунделевна (или Бася Гиршевна) (1830 – 1875).
Тем не менее, архивная запись о рождении Исаака в семье Элиаша отсутствует, а местом рождения в некоторых источниках указывается местечко Кибарты, Сувалкской губернии. Документально подтверждено, что в этой семье родились лишь дочь Михле (Эмма Ильинична) и сын Авель-Лейб (он же Адольф).
Официальной датой же рождения последнего считается 25-го июля 1859 года (запись из документов Московского училища живописи, ваяния и зодчества), что уже довольно странно, поскольку его сестра Михле родилась … неделей раньше!
Документально же подтверждённая запись о рождении Авеля гласит, что он родился 9-го января 1861 года, т.е. … спустя 4,5 месяца после рождения Исаака!
Как такое может быть?
М. А. Рогов считает, что нашёл объяснение этим нелепым фактам.
Дело в том, что Исаак Ильич не был сыном раввина Эльяша, у которого на самом деле был младший и бедный брат Хацкель (1834 г.р.), женатый на Добре. Вот у них-то, 18-го августа 1860 года, действительно родился сын Ицик-Лейб, который и стал потом всероссийской знаменитостью. Помимо Хацкеля у Элиаша имелся ещё один брат, Цундель, чьей дочерью и являлась вышеупомянутая Тереза-Двойра.
Таким образом, Исаак Левитан приходился племянником и приёмным сыном Эльяша Левитана, и детские годы провёл в Кейданах (а родился именно в Кибартае). А брат Авель приходился живописцу двоюродным (а не родным!) братом.
Зачем же потребовалась вся эта игра с цифрами и почему Исаак оказался на бумаге сыном своего дяди?
Как полагает М. А. Рогов, дети из семей обедневших братьев, Хацкеля и Цунделя, были отданы на воспитание в семью преуспевающего учителя, Элиаша, а «взамен» проделана деловая операция. Дата рождения была намеренно искажена, чтобы гарантировать родному сыну Авелю-Лейбу освобождение от воинской повинности по законам Российской империи, которой не подлежал старший сын в семье, и таковым стал Авель, несмотря на то, что он был моложе, а не старше Исаака.
Понятно, что подобная операция не могла быть произведена «просто так», по доброте душевной.
Иными словами, за взятку местный раввин исправил дату и место рождения, а заодно и приписал фальшивых родителей.
Схема идеально подходила под рекрутский период, существовавший в Российской империи до 1874 года, пока не была введена всеобщая воинская повинность. Вероятно, по достижению 21-летия (а также получения отсрочки по образованию, которой пользовались студенты в царское время) оба брата Левитана были признаны врачебной комиссией негодными по состоянию здоровья. Собственно, формальная причина была вполне реальной – Исаак Левитан всю жизнь страдал аневризмой сердца.