Насколько близки были Ленин и Сталин?
В школьных учебниках их рисовали как сиамских близнецов революции: Ленин - мозг, Сталин - мускул. Один зажигал словами, другой наводил порядок. Но чем больше мы изучаем, тем явственнее слышится треск: это союз был не из "любви", а из расчёта.
Сталин называл Ленина "учителем", цитировал его речи и устраивал культ его памяти с таким усердием, что любой православный священник позавидовал бы. Но в политической практике он часто действовал вопреки Ильичу. Причём речь шла не о мелких придирках, а о принципах: национальный вопрос, партийная демократия, сама идея революции.
Вот в этом и кроется парадокс: Сталин обязан Ленину всем - карьерой, властью, даже собственным местом в пантеоне истории. Но именно он методично начал вычищать "ленинцев", превращать живого человека в бронзовую икону. Зачем? Ревность? Недоверие? Или банальное желание избавиться от теневого соперника, который и мёртвый продолжал мешать?
Попробуем проследить это через три эпизода, где напряжение между ними проступает особенно ясно.
I. Национальный вопрос и "грузинский инцидент"
1922 год. Страна готовилась к созданию СССР - проекта, который должен был соединить разные республики в одно целое. Но именно в этот момент разгорелся первый серьёзный конфликт. Сталин, тогда нарком по делам национальностей, предложил вариант "автономизации": включить республики в состав РСФСР на правах подчинённых автономий.
Ленин взорвался. Для него это было унижением народов и прямым проявлением "великодержавного шовинизма". В заметках он язвил, что русские коммунисты ведут себя как "жандармы", а действия Сталина в Грузии называл грубым насилием.
Разногласие было не только юридическим, но и мировоззренческим. Ленин пытался балансировать между централизацией и доверием к национальным окраинам. Сталин же считал, что доверие - это слабость, а слабость нужно душить на корню. Ленин видел социализм как хрупкий сосуд, который треснет без согласия республик. Сталин - как железный котёл, где трещины надо просто заварить и держать покрепче.
Не случайно именно с этого момента Ленин начал откровенно опасаться "ученика". Он прямо говорил о "грубости и нетерпимости" Сталина. Именно здесь впервые зазвенел тревожный колокольчик.
II. "Письмо к съезду" - искажённый голос Ленина
Зима 1922–1923 годов. Ленин уже тяжело болен, но диктует секретарям свои мысли. Так появляется знаменитое "Письмо к съезду" - документ, где вождь даёт характеристику ближайшему окружению.
Троцкий - талантлив, но слишком самоуверен. Зиновьев и Каменев - слабы. А вот о Сталине Ленин говорит особенно резко в дополнении к письму: "слишком груб", сосредоточил в руках чрезмерную власть и вряд ли сможет пользоваться ею разумно. Более того, он рекомендует снять Сталина с поста генсека.
Что делает Сталин? Он не уничтожает документ, но и не даёт ему прозвучать. "Письмо" зачитали узкому кругу делегатов, и то без обсуждения. Зиновьев и Каменев, испугавшись Троцкого, встали на сторону Сталина. В результате воля Ленина растворилась в партийных интригах, а сам документ стал чем-то вроде семейного скандала, который стыдливо прячут от гостей.
Западные историки позже назовут его "Завещанием Ленин". В СССР же предпочитали сухую формулировку "Письмо к съезду", да ещё и малозначительное. По сути, Сталин показал, что готов перечеркнуть даже слова мёртвого учителя, если они мешают укреплению власти.
III. От "живого Ленина" к мумии-символу
После смерти вождя в январе 1924 года Сталин начинает другую игру. Он превращается в "главного хранителя ленинского наследия". Мавзолей, грандиозные похороны, культ "вождя мирового пролетариата". Всё это выглядело как апофеоз верности.
Но Ленин, которого создавал Сталин, был уже не человеком, а иконой. Живой Ленин спорил, ошибался, злился. "Иконный" Ленин - вечен, безмолвен и полностью безопасен. Сталин, как искусный таксидермист, сохранил оболочку, но вычистил внутренности.
В 1930-е в текстах щедро цитировали Ленина, но всегда выборочно. Неприятные страницы - конфликт по национальному вопросу, критика генсека, "Письмо к съезду" - уходили в архивы. Сталин сделал из Ленина "политический амулет". А что может быть большей формой нелюбви, чем превращение человека в вещь?
Это была своеобразная ревность. Ленин был кумиром революции, и Сталину требовалось оттеснить его, оставив лишь безопасный фантом. Лучший способ устранить соперника - вознести его на пьедестал, где он уже не сможет возразить.
Заключение: Лояльность как форма предательства
Если собрать вместе три эпизода, то картина становится очевидной. Сталин не просто "не любил" Ленина. Он боролся с ним так же, как со всеми своими врагами, вот только враг этот был мёртв и потому особенно удобен.
В речах Сталин оставался "верным ленинцем". В делах же методично стирал всё, что мешало его собственному курсу. Ленин для него был не учителем, а проблемой, так как слишком много сомнений, слишком много неудобных слов и слишком мало покорности.
И всё же не стоит рисовать их как абсолютных антиподов. Ленин сам заложил основы партийной диктатуры, жёсткости и централизации. Но он ещё допускал споры. Сталин сделал спор смертельно опасным. В этом их подлинная антипара.
Может быть, именно поэтому Сталин и "не любил" Ленина: живой человек мешал, а символ служил. И остаётся вопрос: сколько ещё раз в истории повторялся этот сценарий, когда лидеров мумифицируют в мифах, чтобы использовать их в новых играх власти?
Вам может быть интересно:
Дорогой читатель, спасибо за внимание! Если вам понравилась статья, то поставьте, пожалуйста, лайк! Буду рад, если вы оставите свое мнение и подсветите моменты, в которых мог ошибиться! Я всегда открыт к конструктивной критике, которая поможет становиться лучше!