Найти в Дзене

Фотографы, пора напомнить миру: мы — профессия, а не бонус

Мы часто обсуждаем, как нейросети меняют рынок. Да, они уже повлияли на многие профессии, заставили людей искать подработку или менять сферу деятельности. Но главная угроза для фотографов сегодня — вовсе не технологии. Самая большая проблема в том, что мы сами обесцениваем свой труд. Фотограф — это не просто «нажал на кнопку и вуа-ля». Настоящий современный профессионал умеет: По сути, фотограф — это ещё и SMMщик, и маркетолог, и контент-менеджер в одном лице. То есть фотограф — это целый «комбайн» навыков. И именно это превращает нас в удобных работников… и одновременно в заложников ситуации. Вот не поверите! Я решила попробовать немного выйти за рамки профессии. Причем, имея от нее неплохой доход. Я захотела добавить немного разнообразия и устроилась в небольшую компанию, которая находится в соседнем доме. Чтобы пару раз в месяц зайти туда, поснимать немного контента на мобильный и запустить с нуля социальные сети.....ага!)) Наивная! Все, что ниже - написано по собственному опыту.
Оглавление

Мы часто обсуждаем, как нейросети меняют рынок. Да, они уже повлияли на многие профессии, заставили людей искать подработку или менять сферу деятельности.

Но главная угроза для фотографов сегодня — вовсе не технологии.

Самая большая проблема в том, что мы сами обесцениваем свой труд.

Кто такой фотограф на самом деле

Фотограф — это не просто «нажал на кнопку и вуа-ля».

Настоящий современный профессионал умеет:

  • продавать свои услуги,
  • вести соцсети,
  • работать с клиентами,
  • продумывать рекламу,
  • создавать контент,
  • находить партнёров и выстраивать коммуникации.

По сути, фотограф — это ещё и SMMщик, и маркетолог, и контент-менеджер в одном лице.

То есть фотограф — это целый «комбайн» навыков.

И именно это превращает нас в удобных работников… и одновременно в заложников ситуации.

Вот не поверите! Я решила попробовать немного выйти за рамки профессии. Причем, имея от нее неплохой доход. Я захотела добавить немного разнообразия и устроилась в небольшую компанию, которая находится в соседнем доме. Чтобы пару раз в месяц зайти туда, поснимать немного контента на мобильный и запустить с нуля социальные сети.....ага!)) Наивная! Все, что ниже - написано по собственному опыту. Наслаждайтесь и учитесь на чужих ошибках)

Как мы сами обесцениваем профессию

Когда фотограф устраивается работать, например, SMMщиком, он неосознанно приносит в компанию целый арсенал навыков.

— Можешь сам фотки сделать?

— Да без проблем!

И всё. Ты только что подарил работодателю то, за что другие платят хорошие деньги.

Без договора.

Без обсуждения бюджета.

Без переговоров.

Ты показал, что это «как два пальца об асфальт».

И руководитель даже НЕ подумает: «Мне повезло, я получил фотографа уровня Pro».

Он просто решит: «Это же ерунда, щёлкнул и готово».

Чем это заканчивается

Сначала тебя ценят за универсальность.

Потом начинают грузить больше:

  • сними,
  • смонтируй,
  • придумай концепцию,
  • найди партнёров за бартер.

Ты удобен. Но зарабатывать по-настоящему не начинаешь. Спойлер: не начнешь никогда!

И вот наступает момент, когда подкрадывается выгорание и ты начинаешь тихо паниковать, понимая, что ты из профи превратился в раба за три рубля. При чем за очень короткий срок.

Тебя уже не спрашивают, "сможешь ли?", и "удобно ли тебе?", тебе просто говорят - надо!

Перестают существовать задачи простые и повышенной сложности, они все становятся одинаково "простыми и срочными".

"Завтра едешь во столько то снимать промо-видео про магазин!"

Промо-видео, Карл! :))

Когда ты начинаешь пробовать объяснять , что фотосессия или видеосъемка — это труд, подготовка, команда, тебе ответят:

«Да хватит пафоса, других найдём».

Не найдут. По крайней мере бесплатно.А если попадётся абьюзивный начальник, то и упрёки получите:

— «Снял плохо»,

— «Зачем так сложно, приехал и снял то, что я сказал»,

— «Другие сделают проще, быстрее, лучше».

Другие — не сделают. По крайней мере бесплатно.

Но ты этого никогда не узнаешь, потому что на тот момент, когда начальник будет искать "других" - ты будешь искать силы, вдохновение и новую работу.

Как не обесценить себя: чек-лист для фотографа

  1. Разделяйте роли. Если вы наняты SMMщиком — вы SMMщик. Фотосъёмка оплачивается отдельно.
  2. Всегда озвучивайте стоимость. Даже если «для своих» — дайте понять, что это реальная услуга, а не бонус.
  3. Оформляйте договорённости. Минимум в переписке, лучше — договором.
  4. Считайте время и ресурсы. Покажите, что подготовка к съёмке — это не «щёлкнуть кнопку», а труд.
  5. Учитесь говорить «нет». Это не грубость, это уважение к себе.
  6. Напоминайте о ценности. Ваш опыт и умение — это годы практики, а не бесплатная опция.

Коллеги, берегите себя.

Наш труд уникален. Его ценность начинается не с клиента, а с того, как мы сами её обозначаем.