Всем доброго времени суток, на связи Неоновый Герой. Ни для кого не секрет, что GTA San Andreas является одной из самых культовых игр XXI века. Масштабность и огромный потенциал данной игры позволяет фанатам до сих пор создавать грандиозные и масштабные модификации на её основе. Именно об одной из них и пойдёт речь. Итак, что будет если скрестить Left 4 Dead и GTA San Andreas? Получится Zombie Andreas.
По правде говоря, симулятор зомби-апокалипсиса в GTA пытались сделать и раньше(тут можно вспомнить GTA Long Night - мод к Vice City с полноценными миссиями и дождливым Вайс Сити, а также кривоватую модификацию GTA:Resident Evil - Dead Aim, где вырезали весь сюжет, а на СиДжея просто спавнили толпу разъярённых горожан, поменяв им на скины зомби. Однако в 2014 году, группа фанатов представила на сайте Libertycity.ru своё новое видение на зомби-апокалипсис в штате Сан Андреас, назвав его просто и лаконично: Zombie Andreas. Мне довелось познакомиться с этим модом ещё в ранних версиях, и теперь, когда уже вышла Complete версия мода(ещё бы, 7 лет уже прошло, а обновляется мод до сих пор), я решил рассказать о своих впечатлениях: прошлых и нынешних - по поводу этого мода.
Итак, начнём с сюжета. Предыстория катастрофы изначально никак не объясняется по сюжету, ранняя версия рассказывает локальную историю одного выжившего, а именно бывшего полицейского по имени Майк. Спустя 28 дней после вспышки вируса ему пришлось убить свою заражённую жену, а после того, как его запасы провизии иссякли, он выходит в этот опасный и непредсказуемый мир. Разработчики неплохо постарались, чтобы хорошо проработать сюжетно каждую миссию. По мере продвижения, Майк обретёт новых друзей, а старые друзья станут новыми врагами. Как и во многих сюжетах по зомби-апокалипсису, главной опасностью в новом мире вновь являются другие выжившие, а не заражённые, что банально. Саундтрек из "28 дней/недель спустя" как бы намекает о том, что именно послужило источником вдохновения для сюжета. Впрочем, о нём долго говорить и не получится(и по большому счёту, уже нечего). Позже вышло также и DLC про приключения СиДжея в зомбированном Сан Андреасе, с возможностью выбора развития сюжета(конечно же неканоничного).
Куда интереснее в Zombie Andreas смотрелся режим "Выживание", который позже станет основным и раскрывал полный потенциал песочницы в Zombie Andreas. Суть его такова: вы появляетесь в случайном месте штата Сан Андреас, играя случайным выжившим со случайным оружием и предоставлены сами себе. Штат Сан Андреас открыт для исследования, хотя и есть опциональная возможность побега из штата. На дорогах стоят брошенные автомобили, которых можно обыскать на предмет полезных вещей вроде припасов, аптечек, еды или оружия. Главный герой испытывает голод, а далеко голодным не убежишь: мигом лишишься сил. Кроме того, имеется инвентарь, с ограничением по весу: забить сотнями аптечек, еды и оружием рюкзак не получится, что вынуждает игрока постоянно следить за наличием оных и оперативно лутать брошенный транспорт и здания. Транспортом можно пользоваться, но теперь он требует бензина и заряженного аккумулятора. Кроме того, теперь управлять машиной необходимо очень аккуратно, ибо никаких перекрасок и чудо-гаражей, исцеляющих вашу машину - за ремонт у техника придётся отвалить кругленькую сумму. По штату можно натолкнуться на других выживших и, главное, торговцев, у которых можно прикупить снаряжения, припасов и патронов. Кроме того имеются лагеря выживших, где можно переждать какое-то время, сохраниться и перевести дух.
Теперь же стоит поговорить о местной фауне. Помимо обыкновенных заражённых, которые всё ещё спавнятся на карте(правда не в таком большом количестве), имеются также и спецзаражённые из Left 4 Dead: Охотник, Ведьма и Танк. Охотник - чрезвычайно быстрый индивид, любящий напрыгивать на игрока и рвать на части, и для того, чтобы избавиться от него, необходимо водить мышкой в разные стороны. Ведьма резко бросается на игрока и может срубить голову одним ударом. Что же касается Танка, то этот громила обладает огромным запасом здоровья, швыряется камнями и машинами, и в одиночку свалить эту тушу будет непросто. Помимо монстров также будут встречаться другие выжившие, бандиты и военные. И если с первыми можно даже скооперироваться, то вторые и третьи - настоящая головная боль для игрока. Эти ребята метко стреляют и весьма упорно садятся на хвост, если игрок пытается удрать от них. Кроме того, по штату, помимо лагерей выживших имеются также и базы бандитов и военных, которые можно зачистить(в ранних версиях это не имело смысла, так как враги респавнились со временем).
Несмотря на простенькую концепцию выживания, выживать в Zombie Andreas в ранних версиях было весьма интересно. Поход за припасами или зачистка очередного брошенного лагеря выживших мог обернуться в борьбу за собственное выживание даже при наличии хорошего оружия и достаточного количества припасов. В общем, хардкор, какой он есть. Однако, имелись в Zombie Andreas и свои недостатки. Самый главный из них(который никогда не получится исправить ни в одном патче) - это дубовый ИИ ГТА-шных болванов. Подавляющее большинство сюжетных миссий, в основном руинятся из-за наитупейших напарников игрока, которые то и дело несутся в гущу монстров или попадают на линию огня игрока. И, надо сказать, в новых версиях, таких миссий не стало меньше, а стало даже больше. Во-вторых, это заоблачный хардкор, который с каждой версией как будто становился всё изощрённее. Например, если вы в процессе исследования натолкнулись на вражеский вертолёт, то можно было смело перезагружать сохранение: противники палили во игроку и его транспорту, за считанные секунды понижая здоровье оных до нуля. И ничего, кроме раздражения, это недоразумение не могло вызвать. Впрочем, помимо "Выживания" имелись и другие режимы, типа игры за Заражённых или "Война группировок", а также битва против волн мутантов.
С тех пор прошло уже почти 10 лет. Что же изменилось? Я был весьма удивлён, поиграв в новую версию 81. Итак, разработчики Zombie Andreas значительно обновили и расширили свой мод. Теперь же игрок волен выбирать, в декорациях какого города из 3D Вселенной вы будете выживать: Либерти-Сити, Вайс-Сити или же в штате Сан Андреас, при этом сохраняя визуал, как III и VC, так и эпизодов. Впрочем, выживание на этих картах сугубо для фанатов, основная часть мода лежит всё же на штате Сан Андреас. Сюжетный режим(теперь же за бывшего преступника Эшера) не является обязательным, а просто показывает нам все механики мода. Основным же режимом мода стал режим выживания. Теперь игрок сам выбирает себе скин, как из стандартных, так и из сюжетных, и даже из тех, что можно загружать самостоятельно. Кроме этого, мы можем выбрать изначальную предысторию персонажа, выбрав таким образом какую-то способность, влияющую на прохождение. Например "Выживший" может каждые 5 минут пополнять свой опыт, у "Полицейского" есть возможность лишить противника оружия или сбить с ног, а "Жнец" сделает противника внезапным другом , ну и так далее. Выбираем город или сельскую местность, а также то, за кого мы изначально будем играть: за Выжившего или же за Отморозка(будет объяснено далее).
Теперь же режим "Выживания" выглядит следующим образом. На карте имеется множество точек интереса, главными из которых при игре за Выжившего являются "Лагеря выживших". В них расположены точка сохранения, личный ящик игрока, иногда торговец и механик, но главное - лидер лагеря. Помимо того, что он расскажет свою историю(в Сан Андреасе все лидеры лагерей имеют уникальную историю, в отличие от Вайс-сити или Либерти-Сити), игроку могут выдать задания. Задания, при этом разные, от перевозки припасов или важного человека, до уничтожения вражеских лагерей или спецзаражённых. Выполняя задания, вы повышаете уровень доверия лидера лагеря, а по достижении 100 процентов, вам становится доступно особое задание лагеря, которое уже для каждого лагеря уникально. Выполнив все особые задания, игроку становится доступно задание за город(это касается Сан-Фиерро и Лос-Сантоса), которое влияет на концовку игры(а их несколько). Также, значительное развитие получила система прокачки и перков персонажа. Путешествуя по штату, убивая заражённых и выполняя задания, игрок повышает свой уровень и получает очки опыта, которые можно потратить на разные умения, например меньше уставать при перегрузе, или увеличивать шанс найти полезные припасы. Чем лучше прокачан герой, тем легче будет игроку. Помимо и прокачки существует ещё и репутация. Выполняя задания и помогая выжившим, игрок получает плюс в карме, но если наоборот - проваливать задания и убивать выживших, карма будет снижаться. И снижаться она может до момента, когда героя объявят отморозком и перестанут пускать в лагеря Выживших. Но, на этом игра не заканчивается. Если мы не уничтожали бандитские лагеря, то мы можем наведаться туда, и будучи Отморозком, игрока туда пустят без свинцового приветствия. Как и было написано выше, мы можем также изначально встать на путь бандита, и выполнять задания для бандитских главарей, пусть и не с таким развитием сюжета, как за Выжившего. При этом, даже у бандитов можно снизить карму до уровня Изгоя, и тогда придётся воевать со всем штатом. Даже тогда игра не заканчивается.
Впрочем, с каждым днём в штате становится всё сложнее, а когда наступает зимнее время(да, игра рассчитывает внутренний календарь GTA SA), все консервы приходят в негодность, заражённые становятся сильнее и опаснее, а выживших становится меньше. Несмотря на то, что мы можем провалить сюжетные квесты и практически опустошить все лагеря Выживших, в Zombie Andreas всегда есть чем заняться. Обыск машин и домов, а также муниципальных зданий, закусочных и полицейских участков; зачистка территорий от заражённых, или же уничтожение бандитских или военных баз. Уничтожив, кстати, все вражеские базы, вы существенно снижаете спавн вооружённых противников. А ещё тут огромная канализация под Сан-Фиерро, кишащяя каннибалами и сотня всяких пасхалок, вроде гонки с Такуми Фудживарой из аниме Initial D(наградой нам станет уникальная тачка), секса с женщиной, живущей в канализации или игрой в русскую рулетку.
Чтож, а теперь стоит поговорить о недостатках мода. Главным из них считаю отсутствие баланса, как такового. Конечно же, многие фанаты ZA могут утверждать, что это не баг, а фича, и рандомные события вполне уместны. Однако, рандомное появление спецзаражённых или вертолёта военных или бандитов может возникнуть при любом уровне персонажа и при любом его рюкзаке. Каждая вылазка за припасами или оружием рискует превратиться в чистейшое везение, если игрок не напоролся на толпу вооружённых противников, или не истратил все бинты при столкновении с заражёнными. Искусственный интеллект (напомню, что ещё со времён оригинальной San Andreas) безбожно тупит, если у нас имеются миссии сопровождения или напарники (посему, в режиме «Выживания» я часто бегаю один), когда как если вы столкнётесь с вооружёнными противниками, то они будут стрелять сверхточно, поэтому выносить вперёд ногами вас будут сравнительно часто. Отдельная головная боль – это сюжетные миссии. Так как практически всё в этих миссиях работает по скриптам (кроме спавна заражённых и бандитов/военных, иначе же было бы невероятно легко, правда?), игроку следует быть дьявольски точным и собранным, ибо переигрывать эти миссии вы будете много раз. Например, я просто проклял миссию, где игроку необходимо уничтожить радиоточку местного чудака, что вещал на всю округу о безопасном месте, привлекая к этому самому месту заражённых. Поскольку после взрыва радиоточки наш персонаж по скрипту обязательно надышится угарных газов, и ему придётся плестись, как пьяному, до велосипеда, чтобы догнать радиолюбителя, а затем ещё и на поезд запрыгнуть. Надо ли сказать, что сделать это невероятно сложно? Забавно, что я смотрел на Ютубе целые талмуды, как легко пройти эту миссию, достаточно было столкнуть велик оппонента с зоны действия скрипта, чтобы у него было затрачено больше времени на поиск велосипеда, и что давало бы нам некоторое преимущество. Извините, дорогие разработчики мода, но если пройти миссию честно нельзя, или почти невозможно, то это – недопустимо, и это нужно исправлять. Впрочем, обновления выходят достаточно часто. Также, вкупе с суперточными неписями, штурм бандитских и военных баз – та ещё головная боль. Плюс, мод явно торопит игроков, т. к частые сохранения сильно прокручивают время действия, а, как многие говорят, сюжетку «Выживания» лучше всего проходит до того, как наступит зима, т. е примерно за 40 игровых дней.
Впрочем, ни одним режимом «Выживания» единым. Разработчики Zombie Andreas постарались надолго увлечь игроков разнообразными режимами. Помимо «Побега из штата» или «Войны фракций», есть ещё «Зомбигеддон»: отсылка к Carmaggedon, где мы участвуем в гонках, сбивая заражённых, или же «Командный бой», где мы можем примерить шкуру одного из спецзаражённых на себя. В общем и целом, Zombie Andreas развлекает игрока так, как может, и игрок, вполне возможно, сможет надолго задержаться в этом мрачном и опасном мире, если сможет смириться с хардкорностью мода и отсутствием баланса. Да и сам сюжет, несмотря на свою вторичность, не лишён интриги. Кроме того, учитывая, что мод на старенькую GTA San Andreas, этот мод с лёгкостью пойдёт на любом железе, и вполне возможно, увлечёт вас надолго.