Фильм крутой. В нем есть целая масса отличных фишек. Но в первую очередь хочется выделить прихотливо развивающийся сюжет и постоянную смену жанров (фильмы 60-х вообще радуют в этом плане; в кинематограф проник революционный дух и освободил фильмы от жанровых корсетов).
Начинается "Тупик" как заправский нуар. На одинокий остров, каждую ночь отделяемый от большой земли приливом, в буквальном смысле приползает автомобиль с двумя гангстерами на борту. Это здоровяк Дики с простреленной рукой и тощий очкастый "бухгалтер" (по-крайней мере, так в нуарах неизменно изображают бухгалтеров) Элби с дыркой в животе.
На островке возвышается каменная башня, — именно так я воображал башню, которую описывал Джойс в "Улиссе". Но в фильме Поланского эта башня называется Роб Рой. Здесь обретается чувак средних лет по имени Джордж со своей молодой женой, француженкой по национальности, Терезой. Джордж, бывший бизнесмен, продал фабрику и купил эту башню, некогда принадлежавшую Вальтеру Скотту (в ней Скотт писал свои исторические романы). Будучи романтиком в душе, Джордж намеревался провести в этом уединенном месте остаток жизни с молодой красавицей-женой.
Но Тереза оказалась б.лядью.
Собственно, про это и фильм. Про б.лядей, которые отравляют пацанам жизнь. Которые берут их на понт, подставляют, изменяют при первой же удобной возможности, а потом бросают, когда запахнет жареным.
Гангстеры прибыли в тупик, который является тупиком для каждого. Это тупик в буквальном смысле (за островом ничего нет — только Атлантический океан). Это тупик для гангстерской карьеры Дики и Элби (они провалили задание; они ждут, что за ними приедeт хозяин, но тот не приезжает). Наконец, семейная жизнь хозяина башни, Джорджа, зашла в окончательный тупик.
Такой узел можно разрубить только ударом меча. А еще лучше, пройтись очистительным огнем, что в конце концов и происходит.
Вы думаете, что фильм очень мрачен? Что ж, он не шибко весел. И тем не менее, под завязку наполнен фирменным саркастическим юмором Романа Поланского.
А теперь пара фишек. Если смотреть фильм с закрытыми глазами, то может показаться, что в нем снимается Том Уэйтс. По-крайней мере, хриплый грубый голос Лайонела Стэндера, удивительно похож на голос Тома Уэйтса, в то время еще, наверное, даже не задумывающегося о музыкальной карьере. При наложении голоса Стэндера на джазовую музыку Кшиштофа Комеды, получается стопроцентная том-уэйтсовщина.
Вторая фишка. Как ни странно, но характерный актер Дональд Плезенс, известный всем по роли д-ра Лумиса в бесконечных "Хэллоуинах", оказывается весьма тонким актером. На его игре, по сути, держится весь фильм, он тут мальчик для битья, чем слегка напоминает юного героя дебютного фильма Поланского "Нож в воде"...
Оценка: 9,0 из 10.
Режиссер: Роман Полански.
Сценарий: Жерар Браш, Роман Полански,
Оператор: Гилберт Тейлор,
Композитор: Кшиштоф Комеда.
В главных ролях: Дональд Плезенс, Франсуаза Дорлеак.
В ролях: Лайонел Стэндер, Джек МакГоурэн, Иэн Кворрир, Джеффри Самнер.
Интересные факты о фильме:
- В фильме содержится одна из самых продолжительных в мировом кино сцен, снятых одним планом — сцена на пляже.
- Полански сделал 16 дублей сцены, в которой Лайонел Стэндер выпивает за раз пол-литра молока.
- Любимый фильм Джека Николсона, как он заявил в одном интервью 2007 года.
- Образованная в 1990 году в Бостоне экспериментальная музыкальная группа "Cul de Sac", которую считают одними из основоположников пост-рока, взяла своё название именно от этого фильма Романа Полански.
Смотрите фильм онлайн в моей группе Вконтакте: https://vk.com/ekranka и подписывайтесь!
См. также: