Найти в Дзене
Одновременно

Ту-104: самый быстрый, красивый, смертельно опасный

В детстве я иногда слышал песенку, исполнявшуюся под мелодию траурного марша. Ту-104 самый быстрый самолет Быстрей всех до могилы довезет. Эти строчки я вспомнил, когда наткнулся на факт, что история гражданского аэропорта «Шереметьево» началась с рейса самолета Ту-104 по маршруту Ленинград - Москва. Не будучи специалистом в авиации, решил узнать, что же это за зверь был такой Ту-104. Этот самолет — легенда во многих смыслах. Мне кажется, показательный пример отношения советских конструкторов и начальников к гражданскому машиностроению и населению. Аэропорт Шереметьево на старых фотографиях С одной стороны — супер машина. Построенный на базе бомбардировщика Ту-16, лайнер стал третьим гражданским реактивным самолетом в истории, после британского De Havilland Comet и Avro Canada C102 Jetliner. В течении двух лет: с 1956 года по 1958-й — единственным в мире гражданским реактивным воздушным судном, выполнявшим регулярные рейсы. De Havilland Comet прекратил полеты, а Boeing 707 еще не вышел

В детстве я иногда слышал песенку, исполнявшуюся под мелодию траурного марша.

Ту-104 самый быстрый самолет

Быстрей всех до могилы довезет.

Эти строчки я вспомнил, когда наткнулся на факт, что история гражданского аэропорта «Шереметьево» началась с рейса самолета Ту-104 по маршруту Ленинград - Москва. Не будучи специалистом в авиации, решил узнать, что же это за зверь был такой Ту-104.

Ту-104 в аропорту Толмачево
Ту-104 в аропорту Толмачево

Этот самолет — легенда во многих смыслах. Мне кажется, показательный пример отношения советских конструкторов и начальников к гражданскому машиностроению и населению.

Аэропорт Шереметьево на старых фотографиях

С одной стороны — супер машина. Построенный на базе бомбардировщика Ту-16, лайнер стал третьим гражданским реактивным самолетом в истории, после британского De Havilland Comet и Avro Canada C102 Jetliner. В течении двух лет: с 1956 года по 1958-й — единственным в мире гражданским реактивным воздушным судном, выполнявшим регулярные рейсы. De Havilland Comet прекратил полеты, а Boeing 707 еще не вышел на регулярные линии. С точки зрения скорости полета и дальности Ту-104 мог поспорить с лучшими образцами мирового самолетостроения.

В салоне Ту-104
В салоне Ту-104

С другой — самолет с одним из самых больших случаев крушений и аварий. В сети существует гигантское число статей, подробно описывающих проблемы лайнера. Если кратко — он был дико сложным в управлении и имел склонность вести себя непредсказуемо и падать.

Ту-104 в московском Домодедово
Ту-104 в московском Домодедово

Одна из самых показательных историй — международный рейс Пекин-Москва 17 октября 1958 года. Самолет пилотировал один из самых опытных летчиков «Аэрофлота» Гарольд Кузнецов. Пролетая над Чувашией случился так называемый «подхват». Лайнер попал в восходящий воздушный поток воздуха, поднялся до высоты своего потолка — около 12 километров, а потом свалился в штопор, из которого его невозможно вывести. Недостатки конструкции рулей высоты не позволяли исправить аварийную ситуацию. Понимая, что происходит, Кузнецов приказал радисту передавать на землю данные о всех действиях экипажа и показаниях приборов. После трагедии были внесены изменения в конструкцию машины, Проблема «подхвата» перестала быть такой острой, но Ту-104 оставался смертельно опасной машиной.

Подготовка Ту-104 к полету
Подготовка Ту-104 к полету

Эксплуатация лайнера завершилась в 1981 году после вопиющего случая. При вылете из под Ленинграда погибло все командование Тихоокеанского флота СССР. На борту находились командующий флотом Эмиль Спиридонов, командующий авиацией Тихоокеанского флота Георгий Павлов и 17 адмиралов и генералов. И это не была диверсия или спецоперация врагов. Просто большое флотское начальство перегрузило самолет дефицитом, закупленным в Ленинграде, у лайнера была нарушена центровка и он разбился при взлете. Не зря говорят, что отсутствие нормальных шмоток, жвачки и питания, погубили Союз.

В кабине Ту-104
В кабине Ту-104
Ту-104
Ту-104
Ту-104 во Внуково, 1956 год
Ту-104 во Внуково, 1956 год
В салоне Ту-104
В салоне Ту-104

Аэропорт Шереметьево на старых фотографиях

Аэровокзальный комплекс «Шереметьево-1» — легендарная «Рюмка»