И я их в чем-то понимаю. Потому что иногда получается беспросветность какая-то. Беспросветность – это в плане того, что ты зависим от желания левой пятки учителя. Приведу буквально несколько примеров.
***
Учительница задает на дом громадные конспекты. Да, для их написания не надо иметь ума палату. Но дело очень времязатратное, один конспект занимает около часа. А не задавать или задавать меньше нельзя, потому что:
– Это объем для учеников десятого класса, вы не начальная школа.
Высшая оценка за подобный конспект – 4, потому что это не такое сложное задание, чтобы за него 5 ставить. Несколько конспектов – несколько четверок. А как быть тем, кто хочет итоговую 5?
Эта же учительница за некоторые самостоятельные тоже никогда не ставит 5, потому что они слишком простые для пятерки.
Ну вот, так и получается: ученики имеют кучу обязательных четверок, полученные ими пятерки эти четверки не перекрывают. Так что на пять можно и не стараться.
Я бы только попросила не рассуждать, что мы учимся для себя, для знаний и т.д. Поэтому что переживать из-за оценок? И насчет другой точки зрения тоже попросила бы воздержаться: да какая разница, пусть ставят, что хотят, нечего переживать, 4 тоже хорошая оценка.
Объясню. У нас пока оценочная система. Нет оценки «зато у меня знания» или «для себя». Оценка влияет не только на самооценку (ага, я сознательно ставлю эти однокоренные слова рядом), но и на развитие дальнейших возможностей. Кто-то хочет поступать в лицей – там смотрят на аттестат. Кто-то после 9 класса хочет в хороший колледж – там тоже конкурс аттестатов. Да просто есть дети, которые хотят отлично учиться. Это плохо? И объявлять оценку неважной – это, по меньшей мере, обесценивать их усилия.
***
Еще один учитель. У нескольких человек в контрольной зачеркнут ответ, рядом написан точно такой же. И оценка снижена до тройки. Зачем и почему – никто не знает. Учительница отказывается это обсуждать. Классный руководитель идет к директору, но, по ее словам, «она ничего не может сделать».
Ни дети, ни родители не хотят скандалить и спускают все на тормозах.
Аналогичный случай, кажется, я уже рассказывала. По требованию учителя контрольные сдавались в три стопки – по вариантам.
Работа моей ученицы оказалась в стопке с другим вариантом. Поставили то ли три, то ли два, потому что «надо быть внимательнее и правильно сдавать». Хотя, согласитесь, работы лежали на столе, их могли переложить другие ученики, что-то могло упасть – тогда подняли и сунули, как попало.
То же самое: никто не захотел разбираться, потому что вдруг будет еще хуже.
И я опять повторю то, что писала до этого. Не торопитесь осуждать и праведно кричать:
– Да я бы! Да я бы в школу, в ГОРОНО, в прокуратуру. Писать, жаловаться, наказать.
Да, да, в интернете все в этом плане молодцы. А в реальной жизни все далеко не так просто. И не каждый родитель вот так побежит. Многие боятся, что после этого ребенку вообще хороших оценок ставить не будут. Кроме того, да, дети умные, да, старательные, но все же не гении. И вполне легально снизить оценку уже за незнание или ошибку всегда возможно. А положить жизнь на то, чтобы доказать какой-нибудь математичке, что ученик знает все и сверхвсе – тоже не вариант. Это только в правильных детских книгах и речах комментаторов так бывает. И потом, знать на 5 – это ведь не означает знать предмет чуть не лучше учителя. Это означает просто соответствовать определенным критериям.
И дети, с которыми все это происходит, все такие...не склонные к скандалам и качанию прав. И, видимо, родители у них такие же. Поэтому они не подходят, не выясняют, спускают на тормозах. Кроме того, я ж помню свою дочь в школе. Заведешься с этим – так и будешь дальше учиться в состоянии войны, а не каждый такое выдержит. Поэтому многие предпочтут молчать, терпеть и держать проблемы в себе.
А, да, можно еще исходить из того, что дети просто все врут и преувеличивают. Но тогда нет смысла читать мой канал.
***
И, обратите внимание, это все рассказы старательных и умных детей, которые активно учатся. И при этом не хотят в школу. (
Они сами для себя пока не могут сформулировать, почему. Пожалуй, я попробую.
Мне кажется, они в школе испытывают чувство незащищенности. Вот ты пришел – кто его знает, что будет и с какой ноги встал учитель. И даже если ты подготовился, не факт, что этого будет достаточно. Потому что твоя оценка не от знаний зависит, а от всяких других моментов. И ты все это терпишь и терпишь. И, согласитесь, вряд ли чувствуешь себя хорошо при этом.
Наверное, в этом плане тем, кто не учит, ничего не делает и забивает на оценки, даже психологически легче. Им просто не в чем разочаровываться. ) Хотя ведь такой подход тоже не на пустом месте возник. А как раз из-за всего, изложенного выше. Кто-то будет биться и рыпаться, а кто-то забьет.
Какие-то грустные мысли у меня накануне 1 сентября.
Давайте, наверное, их отбросим и будем надеяться на лучшее.
Да?
И параллельно будем ставить лайки и подписываться на мой канал здесь и в Телеграме – авось узнаем много нового и интересного!
Вечером я напишу о превентивных мерах по отношению к ученикам, предложенных Бездной.
Днем в ТГ – как я рассматривала схему метро в Москве или на какие три буквы я пойду, если что. )
Там же - как со мной девочка никак не могла распрощаться. )))
Вот о чем я писала 28 августа в прошлом году:
Как я выиграла джекпот при заселении в общежитие или магия ушек
Кто должен иметь запасные ключи от комнаты в общежитии?
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.