К первому веку до нашей эры Рим шел на Восток как танк без тормозов — казалось, что Республику было не остановить. В III–II веках Рим покоряет Грецию, к середине I века включает в свой состав всю Малую Азию. В 64 году до н. э. Помпей Великий завоевывает Сирию. Одно за другим эллинские государства падали под ударами легионов. Все указывало на то, что Рим способен объединить под орлом все эллинистическое пространство вплоть до долины Инда.
Но одно судьбоносное сражение похоронило эти планы и не позволило Риму повторить славу Александра. Рассказываем, что пошло не так.
В 59 году до н. э. в Риме установился триумвират Цезаря, Помпея и Красса. Сирия досталась Крассу — самому богатому человеку республики, чья военная слава, однако, блекла на фоне соперников. Ему кровь из носу нужна была маленькая победоносная война — вот он и решил: «Завоюю-ка я Парфию».
(Напомним: Парфянская держава возникла в 250 году до н. э., когда кочевники с территории нынешней Туркмении подчинили Персию и Месопотамию, вытеснив оттуда потомков греческих завоевателей — Селевкидов).
Весной 54 года до н. э. Красс с сорокатысячным войском пересек пограничный Евфрат и легко занял несколько городов парфянской Месопотамии. Более того, как оказалось, царь Ород II воевал с Арменией и ушел на север с основными силами. На юге остался лишь наместник Сурена с небольшими войсками. Казалось, успех близок.
Но Красс возвращается в римскую Сирию и начинает собирать налоги на продолжение похода. Почему он эту разведку боем осуществил вместо того, чтобы попытаться скрыть свои истинные намерения и напасть потом, пользуясь эффектом неожиданности — вопрос открытый. Так или иначе, парфяне оценили такой подарок и подготовились к войне куда лучше.
Но это была только первая ошибка товарища. Вторая — маршрут. Вместо того чтобы вновь пойти в Месопотамию через юго-восток современной Турции, где была и еда, и вода, Красс направил легионы напрямую через пустыню. Экономия времени, понимаешь ли.
Так или иначе, в июне 53 года армия Красса достигла Карр. И там ее настиг внезапный парфянский блицкриг. Тяжеловооруженные катафрактарии (около тысячи всадников) и конные лучники (до десяти тысяч) оказались непобедимой комбинацией против неповоротливых римских легионов. Красс по привычке выстроил войско квадратом, надеясь переждать натиск. Но парфяне не шли в лобовую атаку. Они окружили римлян и засыпали их бесконечным дождем стрел. Колчаны им подвозили верблюды — и поток смертоносных снарядов не иссякал. Легионеры стояли, как мишени в тире.
В отчаянной попытке переломить ситуацию Красс отправил своего сына Публия с восемью когортами и кавалерией в атаку. Итог предсказуем: Публий погибает.
С наступлением ночи парфяне, следуя своему обычаю, прекратили бой. Лишь это спасло остатки римлян. Красс укрепился в Каррах. Но предательство решило исход. Сурена выманил его из города и приказал казнить (есть версия, что ему залили золото в горло). Голова Красса отправилась царю.
Потери римлян были колоссальны: около 20 тысяч легионеров погибли, 10 тысяч были взяты в плен. Судьба захваченных римлян окутана мифами. Есть версия, что они были перевербованы парфянами и участвовали в войнах в глубине Азии. В китайском историческом произведении I века указано, что в битве при Чжи-Чжи китайские войска встретили отряд из сотни воинов, выстроенных в боевой порядок, напоминающий «рыбью чешую».
«Победоносная» при Каррах пошатнула престиж Рима на Востоке и стала началом долгого и изнурительного противостояния с Парфией. К 40 г. до н. э. парфяне захватили почти всю Малую Азию, Сирию и Палестину. Через три года римляне восстановили свой контроль над этими областями, но покорить Парфию так и не смогли.
Немецкий востоковед Гуго Винклер писал: «При Харране, где было уничтожено римское войско с Крассом во главе, восточный мир спас свою самобытность, как западный мир при Саламине».
Внутри же республики поражение Красса разрушило баланс сил Первого триумвирата, приблизив гражданскую войну между Цезарем и Помпеем.
Текст специально для МИ написал Никита Селивестру