Вам знакомо это неприятное чувство перед прыжком с тарзанки? Тот момент, когда ты стоишь на краю, в руках у тебя веревка, а сзади пацаны подначивают и говорят, что ты не сможешь? Так вот любой парень из 90-х легко опишет вам эти эмоции.
В них, по сути, было всё. И страх перед прыжком, и злость за то, что тебя торопят и бывало даже боль от неудачного приземления в воду. Однако все это меркло перед тем триумфом, который ты получал после того, как сделал это.
Ты чувствовал адреналин и радость от того, что осмелился совершить этот шаг. Так и с покупкой внедорожника на вторичен.
По сути - это всегда лотерея.
На рынке б/у проходимцев вы не встретите двух одинаковых автомобилей.
По факту тут колхоз в его лучшем проявлении. По этому нет смысла гнаться за брендом, если речь идет про автомобиль подготовленный под экспедицию. Тут каждый уникален и основную роль будет играть фантазия предыдущего хозяина.
Мечта о внедорожнике проста: хочется быть тем человеком, который готов в любой момент сорваться и поехать в Карелию, пробираться через снег, грязь и мелкие деревни. Правда, реальность такова, что максимум бездорожья для большинства — бордюр возле «Пятёрочки».
Но образ «джипа для сильных духом» работает безотказно. Вот и останется только один вопрос: как найти этот самый внедорожник, который не высосет ваш банковский счёт досуха через неделю после покупки?
Если решили искать внедорожник всерьёз, готовьтесь к роли Шерлока Холмса, но вместо лупы — фонарик, а вместо трости — ломик для ковыряния грязи из-под рамы. Обратите внимание, что толщиномер тут не первое оружие. Будем честны, эти автомобили обычно получают много увечий от веток и камней. По этому либо перед вами будет боец со множеством ссадин и ран, но в родном окрасе, либо натертый до блеска «чижик» прямиком из малярного цеха.
Исключение - если смотрите стоковый понтовоз на хромированных дисках. Эти тачки можно проверить толщиномером, но и будем честны - это не те автомобили о которых сегодня идёт речь. Относитесь к ним как к обычной легковушке.
Рама и кузов
Для рамного внедорожника рама — это его боль и его гордость. Если она гнилая, машина превращается в металлический памятник вашей доверчивости. Осматривайте всё: стучите, тыкайте отвёрткой, ищите следы сварки. Слегка ржавая рама — норма. Рама, похожая на багет, — это билет в один конец на свалку.
И отдельный разговор про вин. На раме вин часто не читаем и тут нужно понимать, что могут быть проблемы с постановкой на учет. Решать эту проблему лучше на берегу.
Подвеска
Подвеска внедорожника — это список деталей, которые умирают медленно и дорого. Сайлентблоки, рычаги, амортизаторы — всё это могло страдать от жизни по принципу «газ в пол, тормоз в последний момент». Проверяйте машину на неровностях, слушайте звуки.
Двигатель
Дизель кажется хорошей идеей, пока не приходит время менять форсунки или ТНВД за сумму, на которую можно было купить вторую машину. Бензиновые моторы проще и дороже в заправке, зато шанс влезть в дорогостоящую капиталку чуть ниже. У Prado с 3.0 дизелем слабое место — помпа и ремень ГРМ: не менять вовремя — получите перегрев и роман с мотористом на годы.
Коробка передач
Механика у настоящего внедорожника должна быть как у танка — надёжна и простая. Автомат — удобен, но ремонт может влететь в копеечку. Patrol Y61, например, часто требует ремонта АКПП ближе к 200 тысячам километров, а Land Cruiser с «четырёхступкой» старых лет славится живучестью, но не скоростью.
Вообще подводя итог хочу сказать, что если сами вы не готовы взять на себя риски подборки технически исправного автомобиля, то не нужно экономить на диагностике. Лучше потерять при покупке лиже х 2 -3 тысячи, чем потом попасть на реально большие деньги.
Вот мой топ авто, которые держат середину между надежностью, качеством, проходимостью и статусом. Они могут быть как колхозными грязелазами, так и городскими пижонами.
Toyota Land Cruiser Prado
Toyota десятилетиями строила себе имидж «вечной машины». И честно говоря, цифры подтверждают: 92% V8-версий доживают до 300 тысяч километров без капитальных вмешательств.
Но не обманывайтесь: даже «вечность» стоит денег. Цены на подержанный Prado зашкаливают так, что в объявлениях встречаются шутки: «продам квартиру, возьму Prado». И это не метафора — за 2016 год реально просят 5 млн.+.
Nissan Patrol
Patrol — выбор тех, кто любит большие машины и приключения. Владелец Patrol всегда выглядит счастливым. Пока не заглянет в сервис. По статистике, до 300 тысяч километров доезжают 85% Patrol с V6, но по электрике они уступают Prado: 11,4 проблемы на 100 машин против 8,1 у Toyota. Впрочем, их рама — настоящий танк, а салон старых Y61 — спартанский, но вечный.
Mitsubishi Pajero
Pajero часто называют «самым хорошим внедорожником»: он не ломается, он просто устал. Четвёртое поколение по-прежнему ценится за надёжность трансмиссии и легендарный Super Select, но стоимость его ремонта выросла в разы.
И это тот случай, когда машина дешевле, чем её тюнинг: любители офф-роуда обвешивают Pajero так, что он превращается в экспонат музея «Восстания машин».
Land Rover
Land Rover — бренд, который лучше всего иллюстрирует фразу «британский шик». Только шик этот заканчивается на пороге сервиса.
Владельцы Range Rover настолько часто видят своих механиков, что начинают звать их по имени и дарить подарки на день рождения. Но никто не спорит: пока едешь на старом Range — чувствуешь себя королём.
Эта тачка даже по колено в грязи выглядит как граф на воскресной охоте на лис. Это настоящая эстетика оффроуда. Проект из такого автомобиля кстати стоит как новый Range Rover.
Основная мысль для тех, кто просто посмотрел картинки:
Советы при подборе внедорожника:
- Диагностика у нормального сервиса. Пара тысяч рублей на проверку сэкономит вам сотни тысяч на ремонте.
- Не верьте пробегу. Если машине больше 15 лет и «120 000 км родных» — это не машина, это сказка для доверчивых Буратин.
- Считайте цену запчастей. У Range Rover стойка стабилизатора стоит как новый айфон.
- Готовьте запас. Купить внедорожник за 800 тысяч и надеяться не вкладываться в него — это как жениться на рок-звезде и ожидать тихих вечеров дома.
Вывод: романтика грязи дороже, чем кажется
Подержанный внедорожник — это не просто транспорт. Это стиль жизни, философия и билет в клуб людей, которые знают всех механиков по именам.
Но хорошая новость есть: нормальные экземпляры существуют. Только стоят они так, что иногда проще купить по одному «Солярису» на каждый день недели.
Если же хочется внедорожных приключений за небольшие деньги — готовьтесь стать блогером о ремонте. Ведь старый Land Cruiser, Patrol или Pajero — это не просто автомобиль. Это ваш новый проект, ваш партнёр по приключениям и повод изучить все сервисы в радиусе 50 километров.