Найти в Дзене

Китайская опера — это не опера: древняя и современная культура Китая. Интервью с востоковедом Юлией Мыльниковой

Этой осенью группа Клуба едет в Китай с Юлией Мыльниковой — востоковедом, специалистом по истории и культуре Китая. Пользуясь таким знакомством, мы созвонились с Юлией и задали ей десятки умных и дурацких вопросов про Китай. Публикуем вторую часть беседы: о том, почему Китай — самая театральная страна в мире, а китайская опера — вовсе не опера. В фокусе нашей поездки — искусство, музыка, театр. В древней китайской империи это все для верхушки, чиновников, двора — я предполагаю, что должен же быть двор — а не обычных людей? Не всегда. В поездке мы увидим искусства разных уровней: например, росписи в пещерах в Дуньхуане, которые создавали ремесленники, художники — в общем, абсолютно непривилегированные люди, мы даже не знаем их имен. Другой пример — традиционный театр в Китае, который был зрелищем, доступным очень многим. Будда в окружении бодхисаттв и летающих апсар. Дуньхуан, роспись пещеры № 428, период Северной Чжоу (557-581 гг.) Фото: wikimedia.org А актерами были простые люди? Да.

Этой осенью группа Клуба едет в Китай с Юлией Мыльниковой — востоковедом, специалистом по истории и культуре Китая. Пользуясь таким знакомством, мы созвонились с Юлией и задали ей десятки умных и дурацких вопросов про Китай. Публикуем вторую часть беседы: о том, почему Китай — самая театральная страна в мире, а китайская опера — вовсе не опера.

В фокусе нашей поездки — искусство, музыка, театр. В древней китайской империи это все для верхушки, чиновников, двора — я предполагаю, что должен же быть двор — а не обычных людей?

Не всегда. В поездке мы увидим искусства разных уровней: например, росписи в пещерах в Дуньхуане, которые создавали ремесленники, художники — в общем, абсолютно непривилегированные люди, мы даже не знаем их имен. Другой пример — традиционный театр в Китае, который был зрелищем, доступным очень многим.

Будда в окружении бодхисаттв и летающих апсар. Дуньхуан, роспись пещеры № 428, период Северной Чжоу (557-581 гг.) Фото: wikimedia.org

А актерами были простые люди?

Да. Только позже, в XVIII-XIX веках и позже, когда Пекинская опера получила большую популярность, появилась плеяда очень известных актеров, которые пользовались большим почетом и уважением в обществе, они были очень образованными людьми. Cамая известная фигура — это, конечно, Мэй Ланьфан. Он гастролировал по всему миру, он приезжал в Советский Союз, выступал в Александринке. Там до сих пор в архивах хранятся материалы об этих гастролях. Советские режиссеры очень увлекались китайским театром, театром условности, наполненным символами, которые нужно уметь считывать. Мейерхольд, например, или Станиславский. Там совершенно другая природа актерства и другое существование на сцене.

-2

Мао Цзэдун, Климент Ворошилов и Мэй Ланьфан (Пекин, 1957 год). Фото: wikimedia.org

Я видела, мы идем не на Пекинскую оперу, а на оперу Юэ.

В Китае опера — это очень условное название. Это искусство, которое включает в себя и пение с очень необычным звукоизвлечением, и речь, и движение, и танец, в каких-то направлениях больше акробатики. И поскольку мы будем находиться на юге Китая, в Ханчжоу, то мы посмотрим местную оперу. Видов оперы невероятное количество, просто наиболее известна Пекинская опера, поскольку они больше гастролируют, поскольку Пекин — это столица, поскольку исторически так сложилось. Но мы посмотрим именно оперу, специфическую для южного региона, для Ханчжоу.

-3

Опера Юэ, она же опера Шаосин. Фото: wikimedia.org

А что у нас в программе делает еще и «Макбет»?

Китай, наверное, самая театральная страна в мире. Китайцы очень любят театр и всегда много ходили на свои традиционные представления, которые мы не совсем правильно называем оперой. На протяжении последних двух десятилетий здесь происходит то, что я называю театральным, бумом: развитие театральных фестивалей, открытие невообразимого количества театров, огромных залов, вмещающих более тысячи человек. И Китай очень много приглашал западные театры — европейский, русский, был очень интенсивный театральный обмен. Это все резко оборвалось с ковидом.

Поэтому совершенно неудивительно, что европейский проект иммерсивного театра появился в Шанхае и пользуется совершенно необыкновенным спросом. Зрителям выдают маски, они перемещаются из комнаты в комнату. Это очень необычный опыт, особенно для тех, кто впервые столкнется с иммерсивным театром.

-4

Костюмы китайской оперы. Фото: wikimedia.org

Китай экспортирует какой-нибудь культурный продукт? Как японцы мангу или корейцы k-pop.

Культурного продукта, который идет на весь мир из Китая, сейчас нет. Можно рассуждать, почему так. Была попытка, например, создать Институт Конфуция — наподобие Института Сервантеса, British Council, Института Пушкина, Института Гёте — всемирно известных амбассадоров своей культуры. Этот проект был успешным, но что в итоге случилось: в Америке вообще все Институты Конфуция закрылись, а в Европе они существуют, но им очень сложно, потому что они, проще говоря, воспринимаются рычагом китайской пропаганды. Это интересный парадокс, ведь Китай — цивилизация, которая породила четыре великих изобретения, абсолютно невообразимых: бумагу, компас, порох и книгопечатание. Но это все сложилось в Средневековье, в древней истории Китая.

Вообще, с середины XIX века и в первые десятилетия XX века китайские интеллектуалы обработали невероятное количество информации: европейскую философию, мировую литературу — прежде всего европейскую, современные знания по математике, медицине. И все это в очень сжатые сроки. И все это здесь переводилось, переосмыслялось.

СМОТРИТЕ
ПОДРОБНУЮ ПРОГРАММУ ПУТЕШЕСТВИЯ НА САЙТЕ И ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!