- Очевидно, что Андрей Сергеевич Кончаловский в своей жизни столько раз беседовал с журналистами, что у него должна быть идиосинкразия на такого рода общение.
- Поэтому, когда я узнал от продюсеров, что Андрей Сергеевич станет гостем моей программы «Правда-24», я понял, что разговор будет непростой. Но! Но человек такого масштаба это всегда подарок интервьюеру. С ним траектории словесного пинг-понга рисуют полотно звёздных войн.
- ИЗ КОММЕНТОВ:
Очевидно, что Андрей Сергеевич Кончаловский в своей жизни столько раз беседовал с журналистами, что у него должна быть идиосинкразия на такого рода общение.
Поэтому, когда я узнал от продюсеров, что Андрей Сергеевич станет гостем моей программы «Правда-24», я понял, что разговор будет непростой. Но! Но человек такого масштаба это всегда подарок интервьюеру. С ним траектории словесного пинг-понга рисуют полотно звёздных войн.
– Беседовал в этой же студии с Кириллом Серебренниковым. И мы с ним после эфира поговорили про Энди Уорхола. И он считает, что на самом деле это великий трендсеттер, человек который во многом определил развитие современного искусства.
– Правильно, он трендсеттер. Вот трендсеттер – да, но не художник. Сейчас трендсеттеры важней. Вообще «тренд» – слово надо запретить в России.
– Говорить – тенденция?
– Найдите другое слово. Почему говорят «тренд»? И почему «сеттер»? Вообще, сеттер – это собачье, интеллигентный человек может найти русское слово.
– Вы же интеллигентный человек, найдите тогда аналог трендсеттеру в русском языке. Ну, вот «трендсеттер» – установитель тенденций?
– Тенденция, тенденция. Но что касается, что касается мнения Кирилла, это же его право. Каждый может, кому что нравится. Он будет считать, что великий, я считаю, что Энди Уорхол – абсолютно великий торговец, гениальный абсолютно маркетолог. Гениальный, это правда. Но искусством это не пахнет. Из него искусство сделали критики, которым нужен новый продукт, который можно продать на рынке.
Вы знаете, знаменитая фраза Сальвадора Дали, который был гений и одновременно с этим абсолютный циник. И он сказал: «Я богат, потому что мир полон кретинов».
Я думаю, что каждый, начиная с Малевича, и все эти трендсеттеры могли сказать: «Я богат, потому что мир полон кретинов», в том числе и Энди. И друг Энди, большой друг Энди, который замечательный критик, он недавно умер, его фамилия была Хьюз, Роберт Хьюз. Он был другом Энди Уорхола, большим другом. Он выдающийся художественный критик. В «TIME» писал всё время.
В этой картине он смотрит на Энди Уорхола, и там торговец ему объясняет качество этой картины, там надо несколько страниц прочитать, чтобы запомнить, чтобы объяснять. И Энди Уорхол, он слушает Хьюза и говорит: «Ну, вообще-то, конечно, может вы и правы, но он же был полный идиот, вы знаете это». Это его друг говорит.
Нет, конечно, он умнейший, несчастный, очень несчастный человек из Восточной Европы, которому удалось создать тенденцию.
И эта тенденция превратилась безумными маркетологами именно в то, что превратился постмодернизм и все это, то, что называется искусством. Я вообще не считаю это искусством.
Искусство – это то, что другой не может сделать.
Это, что нужно так долго учиться, чтобы хотя бы сымитировать, хотя бы!
А что, что такое «Чёрный квадрат»? Это может сделать любой.
– Вот я только что хотел про Малевича сказать.
– Да. Это любой идиот может сделать. Это не искусство. Это рекламный ход, это как угодно, это большая манипуляция, это стейтмент – еще одно слово, заявление, декларация. Но это не искусство.
Искусство для меня – это то, что заставляет людей плакать, смеяться или пугаться, или наслаждаться красотой. А так вы стоите и чешете репу, и с умным видом говорите: «Да-а-а! А сколько стоит? – 10 миллионов. – Ну, тогда вообще здорово». Это не искусство, простите меня. Это, к сожалению, спекуляция темнотой людей.
Был такой замечательный американский писатель, Томас Вулф. Он написал абсолютно исключительную статью про абстрактный экспрессионизм американский. Всех уделал. Называется «Раскрашенное слово». Советую вам почитать.
ИЗ КОММЕНТОВ:
«Сегодня Андрей Кончаловский - моего сердца чемпион. Казался более компромиссным. Но ведь он потомок Василия Сурикова - великого живописца, поэтому в его устах такое суждение органично».
«У нас с англицкими словечками вообще перебор, представьте себе вот такое дурацкое словоблудие,, Менеджер по уборке туалетной комнаты " а если по Русски просто и доходчиво, уборщица, хорошо что у нас навоз на ферме скотники убирают, и поля пашут просто механизаторы, а не менеджер по уборке урожая и такая дикость сейчас почти повсеместно, а куда же делся,, ВЕЛИКИЙ МОГУЧИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК " на котором по словам Гёте можно разговаривать с другом, врагом и женщиной».
«Если бы только один "тренд", а хайп, экшен, бренд, буллинг, имидж, лайфак, трэш, стрим, шопинг, хейтер, фейк, баттл,саммит, ноумен, троллинг, селфи, мониторинг, софт, лайк, фастфуд, таржет, кастинг, трек, саунд, шоу, перфоманс, коуч, стендап, промоушен, спикер, брифинг, лизинг, брокер, дилер, менеджер, мерчендайзер, провайдер, девелопер, аутсорсинг, камбэк, лузер, геймер, прайс, хард, винтаж, аутлук, теперь уже и сенат с сенаторами узаконили (к слову "президент" уже давно привыкли) премьер-министр , а не председатель правительства».
«Ну, правильно, Кончаловский может так говорить. А вот простой человек поди скажи, что Пикассо просто пачкал листы и греб деньги лопатой, так скажут - дурак и прогонят».
«"А что, что такое «Чёрный квадрат»? Это может сделать любой. " - Кончаловский-гений, но в том что он ,иногда, делает. А выражать словом, адекватно построить словами модель того что он делает и чувствует, - у него недостаточно реальных знаний и опыта моделирования реальности с помощью слов (просто неоткуда появиться пониманию - культурная ограниченность опыта умственной деятельности ). "Черный квадрат" - это не для того чтобы сделать и не то что потом делаю с результатом в других контекстах. "Черный квадрат" - это демонстрация одного из возможных элементов художественно почувствованной структуры мира и механизма взаимодействия с ним . "Черный квадрат" - неизбежность формы взаимдействия с миром. Теряется контекст - исчезает смысл».
«Есть на эту тему замечательная пьеса Ясмины Реза, "Арт" называется. Если кто не видел, очень советую найти, в инете есть - в исполнении Костолевского, Филиппова и Янушкевича. Я случайно видела очно, много лет назад, но до сих пор она для меня мерило вот этого всего».
«Наконец-то прочитала о Чёрном квадрате то, что и сама думаю - рекламный ход, большая манипуляция. Да и сам Малевич тут, в общем-то, наверное, не причем, это его интерпретаторы, на мой взгляд, создали такой "тренд". И только якобы избранные могут понять "высокий философский" смысл этого так называемого "произведения искусства". А я всегда говорила:"а король-то голый". Это надувательство чистой воды, чтобы создать круг избранных, "посвященных". А я, глядя на произведение искусства хочу не только думать, но и плакать, и смеяться, как Кончаловский (хотя он и не мой герой). А искусство в моей интерпретации - это способ (или скорее - попытка) разговора с Богом».
«Вооот, все эти " нынешние творцы" просто продают негодящий продукт с помощью своры прикормленных критиков. При этом оскорбляют и унижают настоящих ценителей настоящего искусства. И ещё смеют обзывать людей, понимающих их ничтожность быдлом».
В КАЧЕСТВЕ КОДЫ - ИЗ МОЕЙ БЕСЕДЫ С ИРИНОЙ АНТОНОВОЙ:
Илья Сергеевич Глазунов мне говорил: «ты, имея линейку и чёрный фломастер, можешь нарисовать чёрный квадрат». Для этого не надо быть вообще рисовальщиком. Это профанация. Вы так не считаете?
– Нет, понимаете, если говорить конкретно о «Чёрном квадрате», то это предъявление позиции, это понимание смерти, это единственное в своем роде такое сочинение, но мы его познаем через те каналы, через которые познаем любое художественное произведение.