Найти в Дзене
Эпос Клио

7 интересных техник для железной дисциплины от средневековых монахов

Вера — не единственное, из-за чего средневековый европейский простолюдин посещал монастырь. Жизненные обстоятельства, проступок, необходимость скрыться. Монастыри в Европе давали убежище нуждающимся, но процесс их обращения в религию проходил по-разному. Сосредоточиться на псалтырях и молитвенниках, когда сердце и душа живут по канонам мирской жизни, непросто. Ещё в V веке монах и богослов Иоанн Кассиан прописывал для новообращённых особые напутствия. Перед вами — краткие, но содержательные выжимки из наставлений средневековых монахов. Поверьте, здесь уйма интересного. Несмотря на огромное количество запретов, пастве нужно было что-то есть. Поэтому вокруг монастырской колокольни обязательно простирались сады и виноградники. А на территории действовала какая-нибудь мастерская — маслобойня, слесарня или кузня. Труд помогал проявить смирение пред ликом святых. Монахи следили, чтобы запасы удовлетворили потребности общины, а излишки равномерно распределяли среди неимущих. Конечно, на гол
Оглавление

Вера — не единственное, из-за чего средневековый европейский простолюдин посещал монастырь. Жизненные обстоятельства, проступок, необходимость скрыться. Монастыри в Европе давали убежище нуждающимся, но процесс их обращения в религию проходил по-разному.

Фрагмент картины «Четыре монаха, Клаудио Ринальди, XVIII век.
Фрагмент картины «Четыре монаха, Клаудио Ринальди, XVIII век.

Сосредоточиться на псалтырях и молитвенниках, когда сердце и душа живут по канонам мирской жизни, непросто. Ещё в V веке монах и богослов Иоанн Кассиан прописывал для новообращённых особые напутствия. Перед вами — краткие, но содержательные выжимки из наставлений средневековых монахов. Поверьте, здесь уйма интересного.

Монотонная работа


Несмотря на огромное количество запретов, пастве нужно было что-то есть. Поэтому вокруг монастырской колокольни обязательно простирались сады и виноградники. А на территории действовала какая-нибудь мастерская — маслобойня, слесарня или кузня. Труд помогал проявить смирение пред ликом святых. Монахи следили, чтобы запасы удовлетворили потребности общины, а излишки равномерно распределяли среди неимущих.

Конечно, на голом альтруизме далеко не уедешь, поэтому монахи заприметили ещё одно преимущество трудотерапии.

Фрагмент рисунка с изображением Титивиллуса рядом со столом писца. Демон пытается отвлечь монаха от работы. XIV век.
Фрагмент рисунка с изображением Титивиллуса рядом со столом писца. Демон пытается отвлечь монаха от работы. XIV век.

Во время исполнения рутинной работы человек успокаивается, а мысли его приходят в порядок. Средневековые лекари объяснили бы это балансом четырёх телесных «соков», или гуморов: чёрной и жёлтой желчи, крови и флегмы. В переводе на современный язык: накопленная, но не израсходованная энергия находит выход в двигательной активности.

Если оставить этот потенциал внутри, то он обязательно выйдет наружу в виде дурных помыслов, сомнений или соблазнов. Проще говоря, монотонная работа спасает от самобичевания и мракобесия! Помогает успокоить ум и направить накопившуюся энергию в полезное русло.

Часы в голове

Как монахи просыпались на молитву в 4 утра, не имея будильника? Они тренировали внутренние часы! Один из распространённых методов — чтение псалмов. Каждый монах знал, сколько времени уходит на прочтение энного количества текста. Перед сном он рассчитывал, сколько псалмов нужно прочесть, чтобы дойти до нужного часа, и «запускал» этот счётчик в голове.

Читающий монах, Рембрандт Харменс ван Рейн, 1661 год.
Читающий монах, Рембрандт Харменс ван Рейн, 1661 год.

Другой способ — следить за звёздами или положением Луны. Эта постоянная сверка с природными и духовными циклами вырабатывала невероятную пунктуальность и дисциплину. Мозг средневекового монаха был постоянно занят подсчётами, что не оставляло времени на посторонние мысли.

Высвободить духовное

Монастыри появились не сразу. Сначала были только монахи-отшельники. Чтобы ничто не отвлекало их от духовного, они жили в лесах и горах, куда «человейник» не имел доступа. Постепенно вокруг отшельников собирались последователи, и уединённые места разрастались до объёмов небольшого поселения. Так и появились монастыри. Современники воспринимали их как нечто диковинное. Преимущества духовной жизни-то были понятны, но страшно было отказаться от привычного быта. А ведь именно аскеза — отказ от базовых потребностей — позволяла высвободить духовное!

Не все соблюдают посты перед Пасхой, зато традицию разговения знают многие.  Разговляться — не сразу набрасываться на запрещенную во время поста еду. Это осознанный переход от воздержания к нормальному рациону. Фрагмент картины «Закуска», Эдуард фон Грютцнер, 1893 год.
Не все соблюдают посты перед Пасхой, зато традицию разговения знают многие. Разговляться — не сразу набрасываться на запрещенную во время поста еду. Это осознанный переход от воздержания к нормальному рациону. Фрагмент картины «Закуска», Эдуард фон Грютцнер, 1893 год.

В Средние века монахи отказывались не только от пищи. Общение, яркая одежда, отношения, имущество — перечень можно продлить до бесконечности. Не привязываясь к земным благам, появляется время подумать о высоком. Считалось, что именно так можно прокачать самый верующий орган — сердце. Отключив интернет, мы вдруг замечаем мир вокруг себя. Убрав из уклада «пожиратели времени», обретаем новое.

Техника «чужого голоса»

Как бороться с навязчивыми мыслями? Монахи и здесь отличились. Они советовали «отделить» дурную мысль от себя. Например, если в голову лезли греховные или отвлекающие идеи, нужно было представить, что это не твои мысли, а шёпот демона-искусителя. Монах должен был мысленно обратиться к нему: «Я тебя слышу, но я не буду с тобой разговаривать».

Фрагмент картины «Вино немного кисловатое», Клаудио Ринальди, XVIII век.
Фрагмент картины «Вино немного кисловатое», Клаудио Ринальди, XVIII век.

Таким образом, он не подавлял мысль (что, кстати, только усиливает её), а признавал её существование, но отказывался с ней взаимодействовать. Этот приём позволял сохранить концентрацию и не винить себя за случайные «ментальные спамы». Прямо когнитивно-поведенческая терапия!

Схематическое изображение


Наверное, все мы имеем проблемы с запоминанием. В школе стих не получается выучить, во взрослом возрасте — удержать в голове список покупок. Историк Джейми Крайнер обнаружила в стародавних манускриптах действенный приём по искоренению проблемы. Имя ему — спонтанные схемы. В качестве примера можно привести трактат «Естественный порядок».

Автор пытался разъяснить потомкам суть и взаимосвязи разных концептуальных основ. Всего их было 64. На письме это выглядело путано и сложно. Тогда автор изобразил на странице древо. К нему он пририсовал восемь веточек, на каждой из которых разместил по 8 плодов.

Фрагмент картины «Спорящие монахи», Карл Шпицвег, 1860 год.
Фрагмент картины «Спорящие монахи», Карл Шпицвег, 1860 год.

Разве не гениально? Благодаря графической модели, проще структурировать знания. Когда мысли хаотично роятся в голове, трудно выудить главную.

Это как выловить юркого карасика из ванной. Вроде видишь, а схватить не получается. С помощью рисунков, графиков и схем становится проще заполнять пробелы и видеть общую картину. Придумывая креативное оформление собственных дум, мы качаем интеллектуальную мышцу и стимулируем мозговую активность.

Своеобразность взглядов

Монашеская жизнь была многозадачной. Если монах не молился и не работал, то переписывал книги. И писари развлекались как могли. Украшали поля летописей такими зарисовками, что сюжеты Лавкрафта покажутся ангельским знамением. Зачем, скажите, оснащать пятую точку физиономией? Или рисовать кота, намывающего причинное место. А зайца, который собирается отправить палача в последний путь? У историков есть интересная версия.

Несмотря на внешние ограничения, наш мозг не приемлет условностей. Чтобы сделать акцент на чём-то важном, средневековые богословы иллюстрировали эти моменты абсурдными и нереальными рисунками. Очень ловкий приём!

Фрагмент рисунка из Часослова Фарнезе, около 1505-1510 гг.
Фрагмент рисунка из Часослова Фарнезе, около 1505-1510 гг.

Наш мозг лучше запоминает странное и необычное. Абсурдные рисунки на полях рукописей работали как якоря для памяти. Глаза читателя невольно цеплялись за изображения, а ассоциативное мышление фиксировало в памяти текст. С помощью иррационального монахи тренировали собственную память, тем самым улучшая способность к фокусировке.

Холодный расчёт

Духовные практики — это хорошо, но что делать с природой человека? Монахи, будучи людьми практичными, понимали: одной лишь силой воли греховные желания не унять. Оказалось, на либидо можно влиять через… диету! Мудрецы того времени верили, что страсть — это избыток «горячих» флюидов в организме. Решение напрашивалось само собой: нужно охладить себя изнутри! Чтобы подавить влечение, монахам прописывали диету из «холодных» продуктов. Считалось, что солёная рыба, чечевица, овощи в уксусе и ледяная вода «сгущают семя и гасят похоть».

Для особо сложных случаев существовали и свои «спецсредства». Например, врач XI века Константин Африканский советовал пить горький чай из руты, который, по его словам, «высушивает семя и желание».
Фрагмент гравюры «Монах и женщина», Корнелисо Дюсарт, 1680-е годы. Как и другие работы Дюсарта является сатирой на духовенство и общественные пороки. В XVII веке такие сюжеты были весьма популярны в европейском обществе и отражали критическое отношение к поведению некоторых служителей церкви, которое расходилось с их саном.
Фрагмент гравюры «Монах и женщина», Корнелисо Дюсарт, 1680-е годы. Как и другие работы Дюсарта является сатирой на духовенство и общественные пороки. В XVII веке такие сюжеты были весьма популярны в европейском обществе и отражали критическое отношение к поведению некоторых служителей церкви, которое расходилось с их саном.

Приснился «неправильный сон?» Провинившийся должен был тут же вскочить, прочитать девять покаянных псалмов на коленях, а весь следующий день провести в строжайшем посте на хлебе и воде. Никаких поблажек: сознание, подсознание и тело должны были работать как единый, идеально настроенный механизм.