Вера — не единственное, из-за чего средневековый европейский простолюдин посещал монастырь. Жизненные обстоятельства, проступок, необходимость скрыться. Монастыри в Европе давали убежище нуждающимся, но процесс их обращения в религию проходил по-разному.
Сосредоточиться на псалтырях и молитвенниках, когда сердце и душа живут по канонам мирской жизни, непросто. Ещё в V веке монах и богослов Иоанн Кассиан прописывал для новообращённых особые напутствия. Перед вами — краткие, но содержательные выжимки из наставлений средневековых монахов. Поверьте, здесь уйма интересного.
Монотонная работа
Несмотря на огромное количество запретов, пастве нужно было что-то есть. Поэтому вокруг монастырской колокольни обязательно простирались сады и виноградники. А на территории действовала какая-нибудь мастерская — маслобойня, слесарня или кузня. Труд помогал проявить смирение пред ликом святых. Монахи следили, чтобы запасы удовлетворили потребности общины, а излишки равномерно распределяли среди неимущих.
Конечно, на голом альтруизме далеко не уедешь, поэтому монахи заприметили ещё одно преимущество трудотерапии.
Во время исполнения рутинной работы человек успокаивается, а мысли его приходят в порядок. Средневековые лекари объяснили бы это балансом четырёх телесных «соков», или гуморов: чёрной и жёлтой желчи, крови и флегмы. В переводе на современный язык: накопленная, но не израсходованная энергия находит выход в двигательной активности.
Если оставить этот потенциал внутри, то он обязательно выйдет наружу в виде дурных помыслов, сомнений или соблазнов. Проще говоря, монотонная работа спасает от самобичевания и мракобесия! Помогает успокоить ум и направить накопившуюся энергию в полезное русло.
Часы в голове
Как монахи просыпались на молитву в 4 утра, не имея будильника? Они тренировали внутренние часы! Один из распространённых методов — чтение псалмов. Каждый монах знал, сколько времени уходит на прочтение энного количества текста. Перед сном он рассчитывал, сколько псалмов нужно прочесть, чтобы дойти до нужного часа, и «запускал» этот счётчик в голове.
Другой способ — следить за звёздами или положением Луны. Эта постоянная сверка с природными и духовными циклами вырабатывала невероятную пунктуальность и дисциплину. Мозг средневекового монаха был постоянно занят подсчётами, что не оставляло времени на посторонние мысли.
Высвободить духовное
Монастыри появились не сразу. Сначала были только монахи-отшельники. Чтобы ничто не отвлекало их от духовного, они жили в лесах и горах, куда «человейник» не имел доступа. Постепенно вокруг отшельников собирались последователи, и уединённые места разрастались до объёмов небольшого поселения. Так и появились монастыри. Современники воспринимали их как нечто диковинное. Преимущества духовной жизни-то были понятны, но страшно было отказаться от привычного быта. А ведь именно аскеза — отказ от базовых потребностей — позволяла высвободить духовное!
В Средние века монахи отказывались не только от пищи. Общение, яркая одежда, отношения, имущество — перечень можно продлить до бесконечности. Не привязываясь к земным благам, появляется время подумать о высоком. Считалось, что именно так можно прокачать самый верующий орган — сердце. Отключив интернет, мы вдруг замечаем мир вокруг себя. Убрав из уклада «пожиратели времени», обретаем новое.
Техника «чужого голоса»
Как бороться с навязчивыми мыслями? Монахи и здесь отличились. Они советовали «отделить» дурную мысль от себя. Например, если в голову лезли греховные или отвлекающие идеи, нужно было представить, что это не твои мысли, а шёпот демона-искусителя. Монах должен был мысленно обратиться к нему: «Я тебя слышу, но я не буду с тобой разговаривать».
Таким образом, он не подавлял мысль (что, кстати, только усиливает её), а признавал её существование, но отказывался с ней взаимодействовать. Этот приём позволял сохранить концентрацию и не винить себя за случайные «ментальные спамы». Прямо когнитивно-поведенческая терапия!
Схематическое изображение
Наверное, все мы имеем проблемы с запоминанием. В школе стих не получается выучить, во взрослом возрасте — удержать в голове список покупок. Историк Джейми Крайнер обнаружила в стародавних манускриптах действенный приём по искоренению проблемы. Имя ему — спонтанные схемы. В качестве примера можно привести трактат «Естественный порядок».
Автор пытался разъяснить потомкам суть и взаимосвязи разных концептуальных основ. Всего их было 64. На письме это выглядело путано и сложно. Тогда автор изобразил на странице древо. К нему он пририсовал восемь веточек, на каждой из которых разместил по 8 плодов.
Разве не гениально? Благодаря графической модели, проще структурировать знания. Когда мысли хаотично роятся в голове, трудно выудить главную.
Это как выловить юркого карасика из ванной. Вроде видишь, а схватить не получается. С помощью рисунков, графиков и схем становится проще заполнять пробелы и видеть общую картину. Придумывая креативное оформление собственных дум, мы качаем интеллектуальную мышцу и стимулируем мозговую активность.
Своеобразность взглядов
Монашеская жизнь была многозадачной. Если монах не молился и не работал, то переписывал книги. И писари развлекались как могли. Украшали поля летописей такими зарисовками, что сюжеты Лавкрафта покажутся ангельским знамением. Зачем, скажите, оснащать пятую точку физиономией? Или рисовать кота, намывающего причинное место. А зайца, который собирается отправить палача в последний путь? У историков есть интересная версия.
Несмотря на внешние ограничения, наш мозг не приемлет условностей. Чтобы сделать акцент на чём-то важном, средневековые богословы иллюстрировали эти моменты абсурдными и нереальными рисунками. Очень ловкий приём!
Наш мозг лучше запоминает странное и необычное. Абсурдные рисунки на полях рукописей работали как якоря для памяти. Глаза читателя невольно цеплялись за изображения, а ассоциативное мышление фиксировало в памяти текст. С помощью иррационального монахи тренировали собственную память, тем самым улучшая способность к фокусировке.
Холодный расчёт
Духовные практики — это хорошо, но что делать с природой человека? Монахи, будучи людьми практичными, понимали: одной лишь силой воли греховные желания не унять. Оказалось, на либидо можно влиять через… диету! Мудрецы того времени верили, что страсть — это избыток «горячих» флюидов в организме. Решение напрашивалось само собой: нужно охладить себя изнутри! Чтобы подавить влечение, монахам прописывали диету из «холодных» продуктов. Считалось, что солёная рыба, чечевица, овощи в уксусе и ледяная вода «сгущают семя и гасят похоть».
Для особо сложных случаев существовали и свои «спецсредства». Например, врач XI века Константин Африканский советовал пить горький чай из руты, который, по его словам, «высушивает семя и желание».
Приснился «неправильный сон?» Провинившийся должен был тут же вскочить, прочитать девять покаянных псалмов на коленях, а весь следующий день провести в строжайшем посте на хлебе и воде. Никаких поблажек: сознание, подсознание и тело должны были работать как единый, идеально настроенный механизм.