Найти в Дзене

КРОКСЫ И ПАРУСА или как появилась самая странная обувь современности

Андрей МУСАЛОВ

Парусный спорт подарил миру множество инновационных видов одежды, обуви и снаряжения - от непромокаемых курток до солнцезащитных очков с поляризацией. Но, пожалуй, самым странным из подарков стала похожая на голову крокодила обувь - кроксы (Crocs). Считавшиеся поначалу символом уродства, они даже снимались в комедии про идиотов. Однако сегодня эти сабо продаются в огромном количестве, становясь обувью врачей, поваров, да и просто модников.

Парусная мода

Парусный спорт на протяжении всего времени своего существования был своего рода кухней экстремальной моды, поскольку им занимались вполне обеспеченные господа, ценившие комфорт даже в самых сложных погодных условиях.

Хотя история судоходства и соревнований на различных парусных судах насчитывает тысячелетия, как вид спорта этот вид мореплавания впервые был отмечен в Нидерландах, в 1599 году. Следующем местом, где практиковался яхтинг (или сайлинг), стала Англия – именно там, 19 октября 1661 года, состоялись первые зарегистрированные парусные гонки. А в 1720 году в Ирландии был основан Корский королевский яхт-клуб. Старейший яхт-клуб, существующий ныне — королевская яхтенная эскадра, основанная в британском Каусе в 1812 году. В России первый яхт-клуб — императорский, был появился в 1846 году.

-2

Начиная с 1900 года, парусный спорт вошёл в программу Олимпийских игр. Современная олимпийская программа включает 11 дисциплин в 9 классах судов. Они делятся по ряду категорий, в том числе: по району плавания, типам и классам яхт, профессиональному цензу, половому признаку, составу экипажа, виду дистанции и т.д. Обычно регата состоит из семи гонок. Спортсмены получают очки за места, которые они занимают в той или иной гонке.

Кроме того, существуют крупные международные парусные соревнования, такие как - Кубок Америки, океанская гонка «Вольво», регата Ванде Глоб, регата "Велюкс пять океанов", регата The tall ships races Baltic.

-3

Разумеется, одежда для парусного спорта изначально ничем не отличалась от той, что используют профессиональные моряки: различные непромокаемые куртки из кожи и брезента, вязаные свитера из шерсти, шляпы – зюйдвестки, высокие сапоги. Однако со временем стало очевидно, что на яхтах, где даже на палубе совсем мало места, в столь громоздкой одежде не развернуться. Появились специальные модели для яхтинга, которые отличали плотное прилегание к телу и пониженная парусность. Также большое внимание уделялось защите от влаги и ее проникновения в подоодежное пространство.

-4

Со временем сформировался специализированный пул производителей яхтенной одежды: Nautica, Helly Hansen, Henry Lloyd Magic, Marine Camp David и т.д. Как правило, современная яхтенная одежда и обувь адаптированы под различные районы плавания и климатические условия.

На случай плохой погоды в гардероб яхтсмена входят штормовые комбинезоны, брюки и шорты из неопрена, куртки-ветровки, термобельё и гидрокостюмы. В жаркую погоду используется одежда из тянущихся «дышащих» тканей, как правило — ярких расцветок, позволяющих быстро обнаружить спортсмена, упавшего за борт. Кроме того, обязательными являются различные виды головных уборов — прежде всего, кепки с длинным козырьком, прикрывающим глаза от солнца.

Crocs - вызов элегантности

Длительное время в качестве обуви для яхтинга использовались макасиноподобные туфли на плоской подошве – топсайдеры, которые позволяли крепко стоять на скользкой палубе. Они отличались элегантностью, изготавливались из дорогих видов ткани и резины. Ну и стоили - соответственно.

-5

Все изменилось с появлением сабо на толстой подошве, с крупными отверстиями и открытым задником. Придумана эта странная обувь была в 2001 году тремя друзьями из Колорадо - Скоттом Симансом, Линдоном Хансоном и Джорджем Бедекером-младшим. Все они увлекались яхтингом и были недовольны традиционными топсайдерами, которые было неудобно обувать и которые, к тому же, долго сохли.

-6

Друзья придумали обувь, которую можно было максимально легко обувать и снимать. По сути это была современная версия старинных голландских сабо. Поскольку обувь эксплуатировалась в морской среде, разработчики предусмотрели на ней крупные отверстия, способствовавшие быстрому удалению воды. И почти сразу же к новой обуви прилипло название "кроксы" - из-за её формы, напоминавшей голову крокодила.

-7

За основу создатели кроксов взяли инновационный полимерный материал крослайт, который отличался низким коэффициентом скольжения. Это здорово пригодилось на скользкой палубе судна. Данный материал легче и прочнее резины, он охотно принимает форму стопы, обладает хорошими антибактериальными свойствами.

-8

Появившись на рынке в 2004 году кроксы быстро завоевали популярность не только у яхтсменов, но и у представителей ряда других профессией: врачей, поваров, дворников и т.д. Более того, для многих уличных модников они стали обычной летней обувью, соперничающей по популярности с привычными кроссовками и мокасинами.

Обувь для идиотов или самый успешный стартап?

Уже к 2005 году было продано 6 миллионов пар инновационной обуви. Однако, многие считали ее некрасивой и попросту... идиотской. Среди таковых оказались создатели фильма «Идиократия» 2006 года. Режиссер Майк Джадж решил, что в обществе деградировавшего будущего, где останутся только умственно недоразвитые индивиды, все будут носить именно кроксы.

Кадры из фильма "Идиокартия". 2006 год
Кадры из фильма "Идиокартия". 2006 год

Начиная съемку комедии в 2004 году, он и костюмер съемочной команды полагали, что нелепые сабо никогда не станут массовыми. Однако к моменту выхода кинокартины в свет, кроксы уже завоевали мир, что придало фильму некоторый элемент... пророчества.

Позже Джадж рассказывал в интервью журналу Fast Company: "Crocs тогда ещё не были популярны. В то время это был всего лишь небольшой стартап. Мы снимали в 2004 году, так что никто не носил Crocs. Костюмер показала мне эти вещи, и я подумал: «О, это здорово, просто дурацкие пластиковые туфли». И я сказал ей: «Но ты же их купила, ты можешь их заказать. Что, если к моменту выхода фильма эти штуки будут повсюду и не будет похоже, что действие происходит в будущем?» И она ответила: «О нет, этого никогда не случится. И действительно, когда фильм вышел два года спустя, все носили кроксы. Так что это начало сбываться даже быстрее, чем мы сняли фильм».

-10

С годами популярность кроксов возросла неимоверно. Особенно ярким был рост во время пандемии Ковид-19, когда массово понадобилась обувь, легко обрабатываемая дезинфицирующими средствами. В результате за 2020 год курс акций Crocs вырос более, чем в 4 раза, а выручка за I квартал следующего - 2021 года выросла на 64 %! А в феврале 2022 года основатели бренда продали свой стартап за 2,5 млрд долларов компании Hey Dude Shoes (бренд Heydude), став ярким примером совершенно неожиданного успеха.

Фото из сети интернет