Андрей МУСАЛОВ
Парусный спорт подарил миру множество инновационных видов одежды, обуви и снаряжения - от непромокаемых курток до солнцезащитных очков с поляризацией. Но, пожалуй, самым странным из подарков стала похожая на голову крокодила обувь - кроксы (Crocs). Считавшиеся поначалу символом уродства, они даже снимались в комедии про идиотов. Однако сегодня эти сабо продаются в огромном количестве, становясь обувью врачей, поваров, да и просто модников.
Парусная мода
Парусный спорт на протяжении всего времени своего существования был своего рода кухней экстремальной моды, поскольку им занимались вполне обеспеченные господа, ценившие комфорт даже в самых сложных погодных условиях.
Хотя история судоходства и соревнований на различных парусных судах насчитывает тысячелетия, как вид спорта этот вид мореплавания впервые был отмечен в Нидерландах, в 1599 году. Следующем местом, где практиковался яхтинг (или сайлинг), стала Англия – именно там, 19 октября 1661 года, состоялись первые зарегистрированные парусные гонки. А в 1720 году в Ирландии был основан Корский королевский яхт-клуб. Старейший яхт-клуб, существующий ныне — королевская яхтенная эскадра, основанная в британском Каусе в 1812 году. В России первый яхт-клуб — императорский, был появился в 1846 году.
Начиная с 1900 года, парусный спорт вошёл в программу Олимпийских игр. Современная олимпийская программа включает 11 дисциплин в 9 классах судов. Они делятся по ряду категорий, в том числе: по району плавания, типам и классам яхт, профессиональному цензу, половому признаку, составу экипажа, виду дистанции и т.д. Обычно регата состоит из семи гонок. Спортсмены получают очки за места, которые они занимают в той или иной гонке.
Кроме того, существуют крупные международные парусные соревнования, такие как - Кубок Америки, океанская гонка «Вольво», регата Ванде Глоб, регата "Велюкс пять океанов", регата The tall ships races Baltic.
Разумеется, одежда для парусного спорта изначально ничем не отличалась от той, что используют профессиональные моряки: различные непромокаемые куртки из кожи и брезента, вязаные свитера из шерсти, шляпы – зюйдвестки, высокие сапоги. Однако со временем стало очевидно, что на яхтах, где даже на палубе совсем мало места, в столь громоздкой одежде не развернуться. Появились специальные модели для яхтинга, которые отличали плотное прилегание к телу и пониженная парусность. Также большое внимание уделялось защите от влаги и ее проникновения в подоодежное пространство.
Со временем сформировался специализированный пул производителей яхтенной одежды: Nautica, Helly Hansen, Henry Lloyd Magic, Marine Camp David и т.д. Как правило, современная яхтенная одежда и обувь адаптированы под различные районы плавания и климатические условия.
На случай плохой погоды в гардероб яхтсмена входят штормовые комбинезоны, брюки и шорты из неопрена, куртки-ветровки, термобельё и гидрокостюмы. В жаркую погоду используется одежда из тянущихся «дышащих» тканей, как правило — ярких расцветок, позволяющих быстро обнаружить спортсмена, упавшего за борт. Кроме того, обязательными являются различные виды головных уборов — прежде всего, кепки с длинным козырьком, прикрывающим глаза от солнца.
Crocs - вызов элегантности
Длительное время в качестве обуви для яхтинга использовались макасиноподобные туфли на плоской подошве – топсайдеры, которые позволяли крепко стоять на скользкой палубе. Они отличались элегантностью, изготавливались из дорогих видов ткани и резины. Ну и стоили - соответственно.
Все изменилось с появлением сабо на толстой подошве, с крупными отверстиями и открытым задником. Придумана эта странная обувь была в 2001 году тремя друзьями из Колорадо - Скоттом Симансом, Линдоном Хансоном и Джорджем Бедекером-младшим. Все они увлекались яхтингом и были недовольны традиционными топсайдерами, которые было неудобно обувать и которые, к тому же, долго сохли.
Друзья придумали обувь, которую можно было максимально легко обувать и снимать. По сути это была современная версия старинных голландских сабо. Поскольку обувь эксплуатировалась в морской среде, разработчики предусмотрели на ней крупные отверстия, способствовавшие быстрому удалению воды. И почти сразу же к новой обуви прилипло название "кроксы" - из-за её формы, напоминавшей голову крокодила.
За основу создатели кроксов взяли инновационный полимерный материал крослайт, который отличался низким коэффициентом скольжения. Это здорово пригодилось на скользкой палубе судна. Данный материал легче и прочнее резины, он охотно принимает форму стопы, обладает хорошими антибактериальными свойствами.
Появившись на рынке в 2004 году кроксы быстро завоевали популярность не только у яхтсменов, но и у представителей ряда других профессией: врачей, поваров, дворников и т.д. Более того, для многих уличных модников они стали обычной летней обувью, соперничающей по популярности с привычными кроссовками и мокасинами.
Обувь для идиотов или самый успешный стартап?
Уже к 2005 году было продано 6 миллионов пар инновационной обуви. Однако, многие считали ее некрасивой и попросту... идиотской. Среди таковых оказались создатели фильма «Идиократия» 2006 года. Режиссер Майк Джадж решил, что в обществе деградировавшего будущего, где останутся только умственно недоразвитые индивиды, все будут носить именно кроксы.
Начиная съемку комедии в 2004 году, он и костюмер съемочной команды полагали, что нелепые сабо никогда не станут массовыми. Однако к моменту выхода кинокартины в свет, кроксы уже завоевали мир, что придало фильму некоторый элемент... пророчества.
Позже Джадж рассказывал в интервью журналу Fast Company: "Crocs тогда ещё не были популярны. В то время это был всего лишь небольшой стартап. Мы снимали в 2004 году, так что никто не носил Crocs. Костюмер показала мне эти вещи, и я подумал: «О, это здорово, просто дурацкие пластиковые туфли». И я сказал ей: «Но ты же их купила, ты можешь их заказать. Что, если к моменту выхода фильма эти штуки будут повсюду и не будет похоже, что действие происходит в будущем?» И она ответила: «О нет, этого никогда не случится. И действительно, когда фильм вышел два года спустя, все носили кроксы. Так что это начало сбываться даже быстрее, чем мы сняли фильм».
С годами популярность кроксов возросла неимоверно. Особенно ярким был рост во время пандемии Ковид-19, когда массово понадобилась обувь, легко обрабатываемая дезинфицирующими средствами. В результате за 2020 год курс акций Crocs вырос более, чем в 4 раза, а выручка за I квартал следующего - 2021 года выросла на 64 %! А в феврале 2022 года основатели бренда продали свой стартап за 2,5 млрд долларов компании Hey Dude Shoes (бренд Heydude), став ярким примером совершенно неожиданного успеха.
Фото из сети интернет