Эссе к обсуждению...
Чувашей называют завистливыми не только обычные люди. Встречаются даже научные работы (те, которые написаны научными работниками), в которых завистливость перечисляется в ряду основных черт характера чувашей.
Что такое «зависть»?
1) Согласно Словарю русского языка, составленному С. И. Ожеговым и изданному в 1953 году Государственным издательством иностранных и национальных словарей (Москва, издание третье под общей редакцией академика С. П. Обнорского), а также Словарю русского языка С. И. Ожегова, изданного в 1964 году Издательством «Советская энциклопедия» (Москва, издание шестое):
— «Зависть» — это «Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого»;
— «Завистливый» — это «Постоянно завидующий, полный зависти, выражающий зависть»;
— «Завидующий» — это «Жадный, завистливый»;
— «Завистник» — это «Завистливый человек»;
— «Завидный» — это «Такой, к-рый возбуждает зависть, очень хороший»;
— «Завидовать» — это «Испытывать чувство зависти к кому-чему-н.».
2) Согласно ...
Системный анализ
Основная ошибка наблюдателей, называющих чувашей завистливыми, это взгляд на народ в отрыве от других черт характера чувашей, в отрыве от истории чувашского народа.
Да, история чувашского народа малоинтересна. Она малоинтересна не только для исследователей иных национальностей, но и для исследователей-чувашей. Тем более она неинтересна обывателю (ему вообще ничего не интересно). В той или иной степени интересна разве что история т. н. успешных наций (американцев, англичан, французов и т. п.). История неуспешных народов для обывателя не интересна.
Изучая ту или иную нацию, прежде всего ищут то, что можно было бы получить от этой нации. В итоге исследователь чувашского народа (и серьёзный, и тем более обычный) приходит к выводу — взять нечего (поживиться нечем). Да, напишут в отчёте какие-нибудь дежурные фразы типа «красивый», «самобытный» и т. п. Но в целом, чуваши основной массе специалистов и тем более обывателю не интересны. Ибо всякое исследование — это прежде всего поиск ресурсов (чего у чувашей не особо водится).
Между тем, чтобы понять характер чувашей, возможно, следует искать не то, что у чувашей есть, а как раз то, чего у чувашей нет. А у чувашей много чего нет.
Чего у чувашей нет?
Во-первых, у чувашей нет привычки сколачивать криминальные группировки. Слышали ли вы о чувашах в контексте этнопреступности? У чувашей напрочь отсутствует стремление обогатиться за счет других. Чуваши никогда не строят свое счастье за счёт несчастья других. Чуваши презирают всех, кто сколотил богатство за счёт воровства.
Во-вторых, у чувашей нет чувства самосохранения. Чуваши удивительно жертвенны. Так, в период Великой Отечественной войны в процентном соотношении к численности своего народа военнослужащие-чуваши были среди первых (после русских и бурят), кто понёс наибольше потери в боевых действиях. Чуваши не жалеют себя — не ценят своей жизни.
В-третьих, среди чувашей нет не только расизма, но и сколько-нибудь выраженного национализма. Чуваши легко сходятся с любыми национальностями. Невозможно найти чуваша, который ненавидел бы представителя другой национальности, если этот человек не строит свое счастье за счет воровства.
В-четвертых, в Чувашии нет т. н. проблемы мигрантов. Потому что чуваши не гнушаются любой работы. Они обслуживают себя сами и не нуждаются в завозе иностранных специалистов, которые выполняли бы непрестижные (обслуживающие) виды работ. В Чувашии родные таксисты, родные продавцы, родные строители, родные дорожники... Всё родное...
В-пятых, ... .
Предварительные выводы
На обывательском уровне (на уровне относительно широких масс) на чувашей начали обращать особое внимание разве что в последние 40 лет, когда они в массовом порядке начали появляться у порога домов и бизнес-структур разного рода новых российских аристократов, обустраивающих свой быт на новый заграничный манер. Ранее особого интереса к особенностям чувашей не наблюдалось. Особо раздражительными (неприятными) для ближайших наблюдателей чуваши стали именно в последние 40 лет. В эпоху т. н. первоначального накопления капитала. В эпоху хапка и повального воровства. Чуваши к этой эпохе, к новым ценностям, похоже, не были готовы.
В настоящее (постсоветское) время в России фраза «Не завидуй!» произносится чаще, чем когда бы то ни было. Как и встарь сегодня завистливыми называют всякого, кто выражает неудовлетворение богатством и успехом другого. Но это происходит в последнее время на порядки больше раз. Богатство и успех у чувашей всегда были на подозрении. Чувашам известно происхождение этого богатства, ведомы причины этого успеха на генетическом уровне.
Чуваши являются живым укором для всех воровских сообществ (новых русских, новых восточно- и средневеково- подобных феодалов). Воры, воровские группы, воровские сообщества и особенно многочисленная воровская обслуга презирают «не умеющих жить» чувашей, которые одним своим существованием (присутствием) вызывают психологический дискомфорт. Мало кто готов признать этот тупой-исподлобья-взгляд укором, проще и комфортнее это назвать завистью. Чуваши с этим согласны, т. к. не готовы конфликтовать...
Поэтому, рекомендуется внимательно приглядеться к тем, кто смеет (посмел) называть чувашей завистливыми. Стоит обратить внимание и на то, что такие выходки особо участились в последние 40 пиратских лет.
В течение этих 40 лет СМИ, блоги и площадки для комментариев были в основном предоставлены определенному типу людей: ворам, их грамотным пособникам и восторженным почитателям. Именно они и создали этот образ мешающего воровать чуваша.
Чувашам постоянно предлагают присоединиться к этой весёлой и забавной игре, обвиняя их в несовременности и непрогрессивности, но что-то их удерживает. Для чувашей по-прежнему только (исключительно) личный труд является источником достатка, радости и счастья.
С этой точки зрения, чуваши считались одним из самых советских (социалистических) наций СССР. Чуваши как-будто бы созданы были жить по советским законам. Советский принцип дружбы народов — это по-чувашски. Законы досоветские и постсоветские уменьшали и уменьшают численность чувашской нации. В период существования СССР чуваши расцветали, им очень нравилось жить в советской стране... Чувашия до последнего считалась красным регионом (относилась к т. н. красному поясу).
Возможно, именно поэтому чуваши особенно яростно — не жалея своих жизней — сражались за советскую страну и оставили на полях сражений в период Великой Отечественной войны своих соплеменников больше, чем другие нации... В этой войне более половины из призванных чуваш не вернулись домой. Для чуваша не была важна своя жизнь — он хотел, чтобы его дети и внуки жили в этой справедливой советской социалистической стране.
Чувашам нужна была именно СОВЕТСКАЯ страна, в котором нет места счастью за счёт несчастья ближнего своего... Другой страны — ФАШИСТКОЙ — им не хотелось.
В другой (несоветской) стране, где условием выживания считается воровство, обман и плутовство, чуваши в глазах удачливых и изворотливых вдруг оказываются «завистливыми» («неудачниками», «не умеющими жить» и т. п.)...
Чуваши мешают своим укоризненным взглядом и скромным образом жизни не только воровать, но и поддерживать воровство (и вообще жить безразлично к повальному воровству)...
Если углубиться в понятие «зависть» и рассмотреть его с точки зрения, которую излагают нетривиальные личности (классические философы, авторитетные мыслители) [а не просто составители словарей для повседневного кухонно-бытового и пошло-тривиального использования], то получается, что у чувашей не просто отсутствует «зависть», но у них имеется как раз глубокое презрение к этому чувству.
Гении [парадоксов друзья] видят в «зависти» чувашей иное...
Продолжение следует...