Будет довольно большой текст, который я, видимо, разделю на несколько частей. Поэтому смотрите на нумерацию в заголовке, чтобы прочитать все подряд, а то алгоритмы раскидают все в ленте, как обычно. Выскажу свою субъективные и не претендующие ни на какую экспертность размышления о кризисе журналистики, о том, как это влияет на процессы в мире, ну и о роли и задачах прессы на будущее – как я это вижу, как бы это было хорошо на мой пристрастный взгляд. То есть подробнее раскрою свои высказывания в этой и этой статье, ну и в целом поясню свою позицию на этот счет для более ясного понимания моих текстов.
Конечно, когда я пишу, что журналистика умерла, это утрирование, сгущение красок и прочие намеренные манипуляции. В целом в мире она вполне себе жива и продолжает действовать и влиять на общественные процессы примерно в том же русле, что и раньше многие века до этого. Сразу оговорюсь, что речь идет только о качественной журналистике свободного мира. К ней никаким образом не относятся:
- в той или иной степени подцензурные (включая самоподцензурные) медиа,
- любые аффилированные, обслуживающие чьи-то конкретные интересы медиа,
- тематические (автомобильные, кулинарные, бьюти, фэшн и так далее) медиа, хотя они могут быть очень профессиональными, поговорим об этом потом отдельно,
- так называемая «желтая» пресса о браках и разводах звезд,
- и, разумеется, пропаганда в чистом виде, с помощью лжи и искажения фактов формирующая искусственную информационную реальность.
В этом смысле, да, никакой качественной журналистики в нашей стране сегодня не осталось. Не знаю, честно говоря, зачем дети продолжают поступать на соответствующие факультеты, сильно сомневаюсь, что там чему-то годному сейчас могут научить. И никому не советую это делать, если у вас есть дети и знакомые абитуриентского возраста, это совершенно напрасная трата времени и денег. Подозреваю, что учат там сейчас чистой воды пропаганде, и кому-то, возможно, это кажется хорошей и выгодной жизненной стратегией. Ну вот каким-то родителям так кажется, например, или самим детям, бывает, что перспектива хорошо зарабатывать видится приоритетнее морали, совести и принципов.
Это я как раз хорошо понимаю и допускаю. Но и в этом аспекте подобное образование будет мало полезным и применимым в реальной жизни. Во-первых, потому что у него будет крайне плохое качество. Из учебных программ будет убрано все, что рассказывает о функционировании качественной журналистики, чтобы вы не дай бог не догадались, что пропаганда – совсем не она. У вас будут крайне плохие преподаватели, не сумевшие найти и реализовать себя в качественных медиа, потому что большинство таких людей либо уехали, либо были вынуждены переквалифицироваться, либо их в жизни никто в современный российский вуз на работу не возьмет. Есть реальные кейсы с увольнением из вузов таких людей в последние годы, и на их место уж точно им подобных не берут.
Во-вторых, вам это образование, каким бы оно не было, мало пригодится как таковое. Чтобы устроиться на высокооплачиваемую работу в любой сфере на просторах нашего отечества, а уж в современных российских медиа тем более, нужно не образование, а связи. А если их у вас нет, вероятность их установления именно в вузе сейчас крайне мала. Там все уже совсем не так, как было когда-то в Советском Союзе и даже в ранних 90-х, социальное расслоение в обществе чудовищное. Богатые дружат с богатыми, бедные – с бедными, и в лучшем случае вы понравитесь какому-то преподавателю, и он вас как-то через свои связи пристроит. Но ставить на это и тратить ради этого несколько лет и огромные деньги точно не стоит – вы с большей вероятностью выиграете в казино.
Ну и в-третьих, маятник, так туго оттянутый в одну сторону, рано или поздно с колоссальной силой устремится обратно. Это образование не просто обесценится – оно станет позорной отметиной, клеймом коллаборационизма, которое вы от себя в жизни не ототрете. Одно дело, учиться на журфаке в 90-ые, нулевые и даже 10-ые – там еще явно прослеживался какой-то смысл и благородные чистые цели. Идти туда сегодня – попросту заявлять миру о своей нечистоплотности и циничности, и в нашем хорошем будущем, которое рано или поздно все равно наступит, это вряд ли понравится работодателям и обществу в целом. Не надо этого делать, есть множество других творческих занятий и профессий, которым можно сейчас поучиться даже в России у хороших порядочных преподавателей.
Но мы отвлеклись, продолжим. При всем этом сама по себе русскоязычная качественная журналистика все равно худо-бедно продолжает существовать, в частности, в эмигрантских медиа. Сейчас она, как и все последние годы, находится в глубоком кризисе, заметном невооруженному глазу. И все дискуссии вокруг тех или иных событий, связанных с русскоязычной прессой, в частности, которые мы обсуждаем и ведем тут с вами в этом блоге – непосредственный симптом этого кризиса. Такая температура и насморк при гриппе, если вы понимаете, о чем я. Кризис этот, правда, лично мне видится посерьезнее, чем грипп, в том плане, что лекарства и лечение от него, увы, совсем не так просты и очевидны. Ну вот обо всем этом и поговорим в дальнейшем.