Найти в Дзене
Живописные истории

«Аллегория искусств» Помпео Джироламо Батони

Персонификация различных видов искусств в виде прекрасных молодых женщин была популярной темой в творчестве итальянского художника Помпео Джироламо Батони (1708–1787), к которой он неоднократно возвращался на протяжении своей карьеры. В начале карьеры он был особенно очарован привлекательными изображениями музыкальных, литературных и изобразительных искусств, которые он представлял в различных обликах, следуя описаниям и атрибутам, данным в «Иконологии» Чезаре Рипы, ведущем иконографическом справочнике для европейских художников со времен Контрреформации. Около 1740 года Батони создал ряд аллегорических композиций, изображающих виды искусств, которые, по-видимому, были инициированы его ранними покровителями из знатных луккских семей, такими как Франческо Конти. Одной из самых ранних и оригинальных является «Живопись, скульптура и архитектура» (ок. 1740 г.; Галерея старых мастеров, Дрезден). Батони лучше всего проявлял себя именно в картинах, которые требуют показа грации и обаяния, и

Персонификация различных видов искусств в виде прекрасных молодых женщин была популярной темой в творчестве итальянского художника Помпео Джироламо Батони (1708–1787), к которой он неоднократно возвращался на протяжении своей карьеры.

В начале карьеры он был особенно очарован привлекательными изображениями музыкальных, литературных и изобразительных искусств, которые он представлял в различных обликах, следуя описаниям и атрибутам, данным в «Иконологии» Чезаре Рипы, ведущем иконографическом справочнике для европейских художников со времен Контрреформации.

Около 1740 года Батони создал ряд аллегорических композиций, изображающих виды искусств, которые, по-видимому, были инициированы его ранними покровителями из знатных луккских семей, такими как Франческо Конти.

Одной из самых ранних и оригинальных является «Живопись, скульптура и архитектура» (ок. 1740 г.; Галерея старых мастеров, Дрезден).

Батони лучше всего проявлял себя именно в картинах, которые требуют показа грации и обаяния, и мало кто из его римских современников мог соперничать с ним в умении сочетать лёгкий и утончённый характер французского рококо с традиционной римской сдержанностью и благопристойностью.

В центре рассматриваемой композиции восседает олицетворение живописи – прекрасная молодая женщина, держащая в левой руке палитру, кисти и муштабель.

Кистью, зажатой в поднятой правой руке, она указывает на холст на мольберте, на котором находится незаконченная картина летящего Меркурия, бога красноречия и разума.

-3

Она словно беседует с олицетворением Поэзии, которая облачёна в роскошную белую мантию и увенчана лавровым венком.

Поэзия держит лиру, символ Аполлона, бога лирической поэзии.

-4

Слева восседает Скульптура, её фигура обнажёна до пояса, правая рука покоится на колене Живописи; их пальцы переплетены.

В правой руке она держит молоток.

-5

На противоположной стороне пола лежат две книги с надписями OMHPOS (Гомер) и VIRGI/LIVS (Вергилий).

-6

Позади Живописи находится Архитектура, держащая в правой руке циркуль, а в левой – уголок.

-7

Справа на картине стоит олицетворение Музыки с двойной флейтой в руках, что является отсылкой к Пану.

-8

Аллегория искусств впервые упоминается в письме Батони от 29 июля 1740 года к одному из своих покровителей в Лукке Лодовико Сардини, в котором он выражает надежду, что картина для маркиза Винченцо Риккарди будет закончена в течение месяца.

В следующем письме от 22 октября Батони пишет, что закончил полотно, "которое получилось хорошо", но в письме от 17 декабря он извинился перед Сардини за то, что не выполнил его заказы, потому что ему всё ещё нужно было "усовершенствовать" картину для маркиза Риккарди.

Сегодня картину можно увидеть в музее Штеделя во Франкфурте-на-Майне.

-9