Сегодня Wildberries — это маркетплейс, где ежедневно совершаются и обрабатываются миллионы заказов. Четверть из них уже на следующий день доставляются в ПВЗ, которые есть не только в России, но в странах СНГ. Рассказываем, как начинался и как развивался один из крупнейших онлайн-ритейлеров России.
Начало
Wildberries начинался как небольшой семейный интернет-магазин в 2004 году. Тогда Татьяна Ким (в замужестве — Бакальчук), впервые ставшая мамой, решила, что зарабатывать на репетиторстве с ребёнком на руках не так-то просто, и задумалась о своём бизнесе. Выбор пал на одежду — сама Татьяна объясняла это тем, что никогда не любила ходить по магазинам, так как консультанты могут быть навязчивыми, а клиенты чувствуют себя обязанными что-то купить.
В проект, казалось, не верил никто: знакомые отговаривали, а сами основатели, как рассказывала потом предпринимательница, даже не думали, что он вырастет до такого уровня. Тем не менее название родилось сразу.
«Хотелось, чтобы оно звучало красиво и необычно», — объясняла Ким (Бакальчук).
Изначально вещи предпринимательница планировала заказывать напрямую у дистрибьюторов, но те запросили предоплату. Тогда Ким (Бакальчук) вспомнила о немецких каталогах Otto и Quelle. Они работали в России через агентов, но практически не были представлены онлайн. Именно они и составили ассортимент Wildberries в 2004 году.
В апреле был готов первый сайт. В октябре предпринимательница разместила первую рекламу на женском портале Passions.ru — и это сработало. Несколько заказов пришло в первый же день.
Склад организовали в квартире, а Ким (Бакальчук) сама забирала посылки и отправляла вещи покупателям. Через год бизнес набрал обороты, и стало понятно, что места дома уже не хватает. Тогда же Владислав Бакальчук познакомился с будущим партнёром Сергеем Ануфриевым, которому понравился проект. Ануфриев начал его развивать — как рассказывали источники Forbes, он предложил Бакальчукам подобие венчурных инвестиций.
В 2005 году компания сняла первый офис, наняла курьеров, операторов, которые подтверждали заказы, и программистов. В 2006-м оборот интернет-магазина уже составлял 14 миллионов рублей.
«Деньги никогда не были показателем успеха, а вот 1000 заказов в день — это да, наш первый рекорд 2008-го», — говорила основательница платформы.
Первые центры самовывоза
Со временем от каталогов Wildberries перешёл к сотрудничеству с маленькими производителями из Европы. Бакальчуки быстро поняли, что хоть многие люди и не любят ходить по магазинам, мерить одежду перед покупкой им всё ещё важно. Поэтому они запустили услугу, при которой курьер привозил клиентам несколько вещей и забирал то, что не подошло. Тариф доставки долго оставался единым для всех регионов и составлял всего 300 рублей.
«Но основная часть покупателей — женщины, а курьеры — мужчины. Покупательнице надо впустить его в дом, зайти в комнату, чтобы примерить, это неудобно», — рассказывала предпринимательница.
Чтобы решить эту проблему, Wildberries начал открывать небольшие центры самовывоза с примерочными. Компания стала одной из первых на российском рынке, кто предложил покупателям бесплатную примерку. И это имело свои минусы в виде 50-60% отказов. Однако формат не изжил себя — в 2012-м в Москве и других регионах уже работали 128 подобных центров. На тот момент WB уже перешёл на формат маркетплейса и открыл вход на площадку другим продавцам.
Бесплатная доставка и первые ПВЗ
К 2012-му на российском рынке у Wildberries уже было два крупных конкурента — Lamoda и KupiVip. У обеих компаний был иностранный состав учредителей и миллионные инвестиции. Конкурировать с такими брендами было не просто. Однако, как признавалась Татьяна Ким (Бакальчук), к выходу на рынок Lamoda, а это произошло в 2011 году, команда Wildberries уже была «закалёнными бойцами».
«Другие компании запускали бесплатную доставку на один-три дня или неделю. Мы, тщательно обдумав, ввели эту услугу сначала на лето, а потом и навсегда», — вспоминала предпринимательница.
Это дало Wildberries колоссальный отрыв от конкурентов. Постепенно компания также отказалась от сотрудничества с логистическими фирмами, которые доставляли заказы в регионы, и запустила свою службу доставки. Тогда же начали открывать и первые пункты выдачи заказов в привычном формате в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В 2016-м их было 300, в 2018-м — уже больше тысячи.
К тому моменту на сайт WB ежедневно заходило около двух миллионов человек, который делали 160-180 тысяч заказов.
Скандалы с поставщиками и пожар на складе
В 2016 году компания открыла свой первый склад в Подмосковье. В проект было вложено в общей сложности около 15 миллиардов рублей. Новый логистический центр помог Wildberries расширить возможности по обработке заказов.
Тогда же WB стал крупнейшим интернет-ритейлером в России — продажи за 2016-й составили 45,6 миллиарда рублей.
Однако далее компанию накрыла череда скандалов. В 2017-м против Wildberries подали около 20 исков разного содержания, но компания не понесла значительного ущерба.
При этом поставщики всё равно неоднократно жаловались. В том числе на жестокие условия распродаж. Например, однажды WB в преддверии ежегодной «Чёрной пятницы» потребовал от продавцов снизить стоимость товаров на 25%. При этом на какие-то товары скидки вводились автоматически без ведома поставщиков.
Продавцов, которые оказались в минусе, такой подход не устроил. В Wildberries же заявили, что с теми, кто не согласен с условиями акций, могут разорвать контракты.
Тем не менее, компания продолжала расти. Не последнюю роль в этом сыграла пандемия коронавируса, благодаря которой россияне стали чаще делать онлайн-покупки. В 2020 году покупатели Wildberries сделали 323,8 миллиона заказов, а оборот компании составил 437,2 миллиарда рублей.
В 2022-м, несмотря на санкции, оборот WB составил уже 1,67 триллиона, что было на 98% больше, чем годом ранее. Покупатели купили на маркетплейсе почти 2 миллиарда товаров. В 2023-м Wildberries попал на вторую строчку списка самых дорогих компаний Рунета.
2024 год начался для WB с потрясения — полностью сгорел склад компании в Шушарах. Маркетплейсу пришлось не только восстанавливать помещение, но и выплатить компенсацию всем продавцам, чьи товары были уничтожены. На это ушло 35 миллиардов рублей.
Слияние с Russ
Летом 2024-го стало известно, что компания объединится с крупнейшим оператором наружной рекламы Russ. Сделку одобрило правительство, однако в самом WB начались разногласия. Владислав Бакальчук заявил, что его супруга связалась с «непонятной компанией» и ушла из семьи. Рынок новость о слиянии тоже шокировала: как писал Forbes, силы обеих компаний как минимум казались неравными. Маркетплейс закончил 2023 год с выручкой в 539 миллиардов рублей, бизнес Russ при этом был сильно скромнее.
Сделка года быстро превратилась в конфликт года, однако компании всё равно объединились. Владислав и Татьяна Бакальчуки в итоге развелись, а предпринимательница вернула себе свою девичью фамилию — Ким. Бизнесмен объяснял, что причиной ссоры с женой стала именно сделка с Russ. Позже Владислав Бакальчук в другом интервью говорил, что его просто «поставили перед фактом». Татьяна Ким при этом заявила, что «у Владислава действительно 1% акций и он не принимает участия в управлении компанией».
Wildberries сейчас
Сегодня WB — один из крупнейших российских маркетплейсов. Как заявляют в компании, ежедневно на складах обрабатываются более 20 миллионов заказов. Из них четверть приезжает в пункты выдачи на следующий день. Сейчас у Wildberries работает более 70 тысяч ПВЗ. Причём не только в России, но и в других странах — Казахстане, Белоруссии, Армении, Грузии и даже в ОАЭ.
WB также развивает новые проекты. Первым нововведением объединённой компании стала возможность для продавцов маркетплейса размещать свою рекламу на цифровых билбордах Russ по всей России. Недавно также стало известно, что Wildberries и Russ создадут собственного оператора рекламных данных. Кроме того, в Минске компания запустила бета-тестирование WB Taxi.
А как вы относитесь к Wildberries? Делаете покупки на маркетплейсе или предпочитаете другие площадки? Делитесь мнением в комментариях и подписывайтесь на наш канал в Telegram — там 29 августа разыграем 25 годовых премиум-подписок.