Найти в Дзене

Большие и низкие варганы — как подружиться

Не так давно меня просили рассказать о больших варганах. Что ж, тема интересная, только понятие «большие» растяжимое, поэтому в указанную категорию я добавлю ещё и басовые инструменты. Расскажу об особенностях извлечения звука, подходах к игре, технике и т. д. Для начала определимся с понятием «большие». Полагаю, что к таковым относятся модели инструментов, длина язычка у которых от 11 см и выше. Среди них: «Коловрат» Романова, доромб «Тибет», доромб «Голем», большой хомус Христофорова, «Шторм» Романова. Важна именно длина язычка, поскольку сейчас много «больших» инструментов, у которых язычок закреплён примерно посередине. Теперь про низкие варганы. К таковым можно причислить инструменты от ноты Си контроктавы (61,74 Гц) и ниже. Особенно ярко звучащими в контроктаве тонами являются Ля, Соль и Фа. Всё, что ниже, — это уже для гурманов и экспериментаторов, да и найти такие варганы в продаже можно крайне редко. Итак, с понятиями определились. Теперь о главном — как подобрать ключи к таки

Не так давно меня просили рассказать о больших варганах. Что ж, тема интересная, только понятие «большие» растяжимое, поэтому в указанную категорию я добавлю ещё и басовые инструменты. Расскажу об особенностях извлечения звука, подходах к игре, технике и т. д.

Для начала определимся с понятием «большие». Полагаю, что к таковым относятся модели инструментов, длина язычка у которых от 11 см и выше. Среди них: «Коловрат» Романова, доромб «Тибет», доромб «Голем», большой хомус Христофорова, «Шторм» Романова. Важна именно длина язычка, поскольку сейчас много «больших» инструментов, у которых язычок закреплён примерно посередине.

Теперь про низкие варганы. К таковым можно причислить инструменты от ноты Си контроктавы (61,74 Гц) и ниже. Особенно ярко звучащими в контроктаве тонами являются Ля, Соль и Фа. Всё, что ниже, — это уже для гурманов и экспериментаторов, да и найти такие варганы в продаже можно крайне редко.

Итак, с понятиями определились. Теперь о главном — как подобрать ключи к таким инструментам. Можно ли на них играть быстро, бить «берсерком», подходят ли они для медитации и, вообще, на что они годны. Буду рассуждать одновременно о больших и низких, поскольку принципы игры на них идентичны.

1. Первое и наиболее важное. Никогда не навязывайте такому инструменту свою волю. Не надо дубасить по язычку что есть мочи, не нужно спешить — это может испортить звук. Подходить нужно с другой стороны: почувствуйте язычок, сонастройтесь с ним, изучите его характер и повадки — от и до. Учитесь у инструмента. Для этого начинать всегда нужно с медленного темпа, давая варгану позвучать в паузах между ударами. Если чувствуете, что с медленным темпом освоились и все удары точны, тогда можно аккуратно переходить на средний. Держите установку на то, чтобы каждый миг взаимодействия с инструментом был для вас максимально комфортен. Не должно быть разрывов и шероховатостей — только цельный и затягивающий в себя внимание процесс игры. Сливайтесь с варганом.

Когда почувствуете, что вы стали с инструментом единым целым, и уже непонятно — играете вы на себе или на нём, — значит, вы всё делаете верно. Тогда можно, в качестве отдельного эффекта, ускорить темп боя. Но это должно быть приправой, а никак не основным блюдом.

2. Взаимодействие с волной. Здесь придерживайтесь правила: тянуть звук дыханием. Насколько можете — настолько и растягивайте. Чем ниже варган, тем больше он даёт обертонов, и ваше дыхание, как меха гармошки, должно их вытягивать из его диапазона. Чем плавнее и глубже вы будете тянуть, тем больше возможностей инструмента будете замечать.

Все артикуляционные действия совершайте плавно. Избегайте резкостей, суеты и мельтешений. Движения языка, губ и гортани должны своим темпом встраиваться в темп дыхания.

Так вы будете изучать диапазон возможностей своего большого и низкого варгана — и вместе с ним свои собственные возможности. Каждый звук будет резонировать в той или иной части вашего тела, при условии плавной игры — вы это почувствуете. Соответственно, на этапе знакомства с возможностями инструмента вы буквально исследуете себя звуком. Вы ощущаете себя пустым, со звучащим внутри эхом. Когда такое исследование завершено, у вас не остаётся белых пятен: вы точно знаете, какая часть резонатора сейчас звучит, как она звучит, каков её тембр.

Если так, то можно переходить к среднему темпу дыханием и вообще к чуть более быстрой игре. Вы сможете нарастить экспрессию вашего наигрыша без потери качества звука и без разрыва контакта со звуковой волной. Тут вам откроются бесконечные горизонты манипуляций со звуком.

Вы сможете варьировать наигрыш от бездонных медитативных глубин до ярких и насыщенных плясов — с переходами, проигрышами, спецэффектами, сменой темпа и т. д. Сможете играть трансово, ритмично и мелодично, как по отдельности, так и одновременно — большой инструмент это позволяет.

Низкий варган прекрасно и чутко реагирует на дыхание: от лёгких придыханий до ударного кача.

Чем ниже варган, тем больше в нём обертонов. Поверх заковыристых ритмов боем и дыхательных акцентов вы можете выводить огромное мелодическое разнообразие, и мелодия не потеряется в шквале звуков.

3. Техническая сторона вопроса. Челюсть. Если ширина дек в месте загиба язычка от 10 мм и выше, то вам придётся научиться контролировать мышцы челюсти, иначе они будут напрягаться. Когда они напряжены, то тянут за собой в напряжение язык, гортань и даже диафрагму. С напряжённой челюстью вы не сможете раскрыть потенциал инструмента. Поэтому с самого начала приучите себя настраиваться на нужный тонус мышц челюсти.

Прежде чем начать играть, посидите некоторое время, просто прижимая варган к зубам. Запоминайте оптимальное усилие прижатия инструмента к зубам и оптимальный тонус мышц челюсти. Челюсть должна слегка «отваливаться» вниз. До конца расслабить вы её не сможете, но вектор на отваливание вам нужно научиться держать постоянно.

И в завершение — о медитации. Подходит ли для неё низкий инструмент? Давайте подумаем. Чем ниже частота основного тона варгана, тем она физиологичнее. Её будет намного проще ощутить физически и на неё настроиться в игровом плане. Далее, если под медитацией подразумевать осознавание, то вышеперечисленные мной стадии освоения низкого и большого варгана настолько насыщены осознаванием, что оставят далеко позади большинство раскрученных в сети медитаций.

Попробуйте — и убедитесь.

Ваш, МБ.