Найти в Дзене
Устеников & Эксперты

Нематериальная мотивация сотрудников – миф или реально работающий инструмент?

Нематериальная мотивация – далеко не бесплатна Сегодня на рынке труда ситуация складывается в пользу соискателей. Практически все наши клиенты – предприятия пищевой промышленности – испытывают нехватку работников или сталкиваются с высокой текучестью персонала. Как удерживать сотрудников? Еще больше поднимать зарплаты? Но ведь и зарабатывать прибыль тоже хочется. Сегодня поговорим об одном из инструментов удержания сотрудников, повышения их вовлеченности и эффективности – нематериальной мотивации. Нематериальная мотивация – это неденежные инструменты, которые способствуют удовлетворению потребностей сотрудников в признании, профессиональном и личностном развитии, самовыражении. Да, для сотрудника нематериальная мотивация не выражается в деньгах, а вот для самой компании такие инструменты могут быть достаточно дорогостоящими. Например, очень распространенная практика ДМС обойдется предприятию в кругленькую сумму. Поэтому важно найти те методы, которые будут эффективны и действительно п

Анна и Роман Устениковы
Анна и Роман Устениковы

Нематериальная мотивация – далеко не бесплатна

Сегодня на рынке труда ситуация складывается в пользу соискателей. Практически все наши клиенты – предприятия пищевой промышленности – испытывают нехватку работников или сталкиваются с высокой текучестью персонала.

Как удерживать сотрудников? Еще больше поднимать зарплаты? Но ведь и зарабатывать прибыль тоже хочется.

Сегодня поговорим об одном из инструментов удержания сотрудников, повышения их вовлеченности и эффективности – нематериальной мотивации.

Нематериальная мотивация – это неденежные инструменты, которые способствуют удовлетворению потребностей сотрудников в признании, профессиональном и личностном развитии, самовыражении.

Да, для сотрудника нематериальная мотивация не выражается в деньгах, а вот для самой компании такие инструменты могут быть достаточно дорогостоящими. Например, очень распространенная практика ДМС обойдется предприятию в кругленькую сумму. Поэтому важно найти те методы, которые будут эффективны и действительно принесут результат.

Какие методы нематериальной мотивации работают?

Исходя из своего опыта, могу отметить несколько способов нематериальной мотивации, которые хорошо работают на удержание сотрудников и повышение их лояльности к компании и при этом не стоят организации практически ничего:

- Регулярные встречи (оптимально – ежедневные) с командой своих прямых подчиненных, на которых обсуждаются не только текущие задачи, но и проблемы, с которыми сотрудники сталкиваются в ходе работы. Это позволяет человеку почувствовать, что его не только слышат, но и поддерживают, а руководителю – вовремя получать обратную связь о трудностях персонала и оперативно их отрабатывать. Очень хорошая практика в конце встречи поблагодарить кого-то из коллег за помощь, отлично выполненную работу или поддержку. Публичное признание заслуг сотрудника - сильнейший стимул для него становиться еще лучше.

- Регулярные индивидуальные встречи (оптимально – еженедельные) с каждым прямым подчиненным. Важно уделять время не только рабочим вопросам, но и личным – как у сотрудника дела? что беспокоит? все ли хорошо дома? какие планы на будущее? Благодаря искренней заинтересованности руководителя сотрудник чувствует свою нужность и значимость.

- Знаки отличия для сотрудников, отработавших в компании определенное время или достигших выдающихся результатов. Идеально, если это будет, например, значок, который отличившийся работник всегда носит на работе, и другие коллеги будут его замечать.

- Прозрачная и реально работающая на практике система роста внутри компании. Когда сотруднику понятны возможности карьерного роста, необходимые усилия для повышения и перед глазами есть примеры коллег, успешно прошедших этот путь, его мотивация и приверженность компании очень высоки.

С чего начать?

Начинать развитие нематериальной мотивации в компании необходимо с регулярных встреч, о которых рассказывал выше. Руководитель и коллектив, если они нравятся и комфортны сотруднику – одни из сильнейших факторов нематериальной мотивации персонала.

С кого спросить?

Внутри компании не должно быть одного ответственного за развитие нематериальной мотивации и корпоративной культуры. Часто слышу, что «у нас за это отвечает директор по персоналу». На самом деле мотивация и постоянная работа с сотрудниками - это зона ответственности каждого руководителя. Однако главную скрипку в оркестре корпоративной культуры играет позиция собственника, которая и определяет принципы и ценности, на которых строится работа компании и взаимодействие сотрудников.

Не все методы дают результат

Очень популярный метод нематериальной мотивации – сообщества коллег по интересам. Например, компания может оплачивать корпоративные тренировки по бегу или йоге. Однако на практике такая активность охватывает менее 1% персонала, что больше служит имиджу компании и работает на привлечение новых соискателей, чем реально мотивирует уже имеющихся сотрудников на достижение целей организации.

Важно четко до старта понимать цель запуска того или иного инструмента, просчитывать его стоимость и потенциальный результат.

Как понять, что эффект есть?

Главные критерии того, что нематериальная мотивация работает – это снижающаяся текучесть и растущий индекс лояльности персонала. Эти метрики важно отслеживать регулярно. Конечно, данные показатели – очень комплексные, на их динамику влияет множество факторов, не только система материальной мотивации. Однако если в компании есть практика систематического мониторинга метрик эффективности, и после запуска инструментов нематериальной мотивации динамика показателей текучести и лояльности сотрудников улучшилась, можно сделать выводы о положительном эффекте новой программы.